В отличие от Китая, где антиманьчжурская борьба тайпинов и ихэтуаней вывела воинские искусства за рамки отдельных школ и сект, сделав их доступными для широких народных масс, японские бу-дзюцу всегда имели ярко выраженный сословный характер и развивались в русле эзотерических традиций. Простолюдинам изучать самурайские бу-дзюцу запрещалось. Даже внутри одного клана далеко не каждый получал доступ в святая святых, тайным традициям школы (мицудён). Наставления Отца-основателя и его ближайших преемников обычно фиксировались в рукописном свитке с иллюстрациями (макимоно), который хранился непосредственно у главы школы. Однако и располагая подобным свитком, самостоятельно, без опытного наставника, освоить сложные комбинации приёмов было делом безнадёжным. Учитель в течении долгих лет передавал свои знания ученикам "из рук в руки" и "от сердца к сердцу". Официальный руководитель школы назывался иэмото (букв. "глава дома"). Со временем система иэмото превратилась в широко разветвлённый узаконенный институт, объединяющий не только традиционные искусства, но и такие разнородные области, как придворная музыка, сложение пятистиший - танка, гадание, каллиграфия, живопись, пение, соколиная охота, игра в мяч, аранжировка цветов, изготовление коллажей и фигурок из бумаги, театральные представления Ноо и т. д. Целью создания системы иэмото была максимальная профе
... Читать дальше »
"Хроники воинских дел" ("Будо дзенрайки") сохранили имена некоторых мастеров дзю-дзюцу периода междоусобных войн (XV - XVI вв.), таких, как Хитоцубаси Дзёкэн и Сикигути Дзюсин. Однако об их жизни и деятельности почти ничего не известно. Большинство сведений о мастерах бу-дзюцу заключено в своде "Биографии основателей школ" ("Дэнсё"), также неполном и малодоступном. Описания, содержащиеся в "Дэнсё", относятся главным образом к эпохе Токугава - периоду продолжительного мира, когда после нескольких веков беспрерывных смут самурай мог наконец самозабвенно посвятить себя любимым занятиям и вволю порассуждать на тему о воинских искусствах. Количество школ дзю-дзюцу при Токугава достигло рекордной цифры - около семисот. Как уже отмечалось, большинство школ дзю-дзюцу строили свои занятия не только и не столько на отработке приёмов без оружия, сколько на освоении приёмов против оружия с голыми руками и против оружия с оружием, то есть комбинированного рукопашного боя. Так, из сочетания кэн-дзюцу и дзю-дзюцу родились школы Араки-рю (основана Араки Матаэмоном в начале XVII в.), Асаяма итидэн-рю, Мусо-рю, Син-син-рю,ю Ёсин-рю, Кураку-рю, Итин-рю, Тэнcин Cинъё-рю (синтезировавшая традиции Ёсин-рю и Син-но синдо-рю и прославившаяся такими мастерами, как Минамото-но Масатори и Янаги Сэкидзай). Самурайский клан Курода вошёл в историю дзю-дзюцу благ
... Читать дальше »
Упоминания именно о дзю-дзюцу (в другом чтении - явара) - "искусстве мягкости, податливости", впервые встречаются в новеллах памятника "Повести о ныне уже минувшем" - ("Кондзяку-моногатари", XI в.) Вполне вероятно, что в ту пору уже существовали отдельные, весьма малочисленные и строго засекреченные школы кэмпо (боевых искусств) при дворах феодалов и в буддийских монастырях, которые были одновременно грозными крепостями с гарнизонами, состоявшими из монахов-воинов - сохэй. В эпических повествованиях XIII в. - "Повести о доме Тайра" ("Хэйкэ моногатари") и "Повесть о великом мире" - ("Тайхэйки"), густо насыщенных батальными сценами, буси, как правило, выбивают противника из седла, затем прыгают на него сверху и вполне ординарно стараются прирезать или задушить. Хитроумные приёмы ёрои-кумиути в массе своей были явно континентального происхождения. Строго говоря, каждый новый взлёт воинских искусств в Японии был результатом прямых контактов с Китаем или Кореей. Навыки обращения с различными видами холодного оружия (кроме лука) пришли к буси в процессе оживлённых дипломатических и торговых контактов с танским Китаем в VIII - IX вв. Позже, когда контакты были в основном свёрнуты из-за великодержавных поползновений китайских императоров, опальные вельможи и полководцы, бежавшие за пределы Поднебесной, нередко находили приют на Японских островах. В конце XII
... Читать дальше »
Освобождение от доспехов открыло возможности для обогащения систем ближнего боя многочисленными приемами, применимыми только в бою с противником, не защищенным доспехами. И во второй половине XVI – начале XVII вв. был сделан огромный шаг вперед в области рукопашного боя без оружия и с использованием малых видов оружия и подручных средств. Началось формирование нового направления искусства ближнего боя, которое в настоящее время принято называть «дзюдзюцу». «Дзюдзюцу» буквально означает «искусство мягкости». Это название полно глубокого смысла. Идея дзюдзюцу – одолевать противника не силой, а мягкостью, податливостью. Мастер никогда не истощает в борьбе своих сил, а напротив старается измотать врага, чтобы его было легче победить. Он заставляет его делать резкие движения и ловко уворачивается от них. Не ставя жестких блоков, он проворно отступает, и противник, не встретив препятствия, повинуясь закону инерции, теряет равновесие и падает. Пропустить силу противника мимо себя или перенаправить ее и, когда она истощится, добавить свое усилие для того, чтобы повергнуть противника, – в этом суть дзюдзюцу. Сама идея одоления силы мягкостью и уступчивостью была не нова. Мы находим ее еще за несколько столетий до нашей эры в знаменитом памятнике даосской мысли «Даодэцзин». Она пользовалась большой популярностью в среде китайских мастеров ушу, но именно японские мастера ближнего боя уделили ей столь большое
... Читать дальше »
С окончанием междоусобных войн в начале "XVII в. в Японии установился долгожданный мир, и доспехи были надолго уложены в сундуки. Это вызвало подлинную революцию в мире искусства боя без оружия. Все ограничения, связанные с ведением боя верхом, в доспехах ушли в прошлое, и взгляду мастеров борьбы открылись невиданные доселе просторы бесчисленных интерпретаций. XVII в. стал временем активного осмысления накопленного за долгие годы войн опыта. Совершенствовалась техника борьбы, создавались фундаментальные теоретические работы по бу-дзюцу. В результате родилась новая, изощренная система боя голыми руками, получившая имя "дзю-дзюцу (известно также под названиями "явара", "ва-дзюцу", "тай-дзюцу" и т.д.). Это название, буквально означающее “искусство мягкости”" полно глубокого смысла. В основу дзю-дзюцу легла идея одоления противника, безоружного или вооруженного, при помощи упругой податливости, а не силы.. Пропустить силу противника мимо или перенаправить ее и. когда она истощится. добавить свое усилие - вот сущность дзю-дзюцу. Конечно, зта идея была не нова. Ее истоки находят еще в знаменитом памятнике даосской мысли "Даодэцзин". В Японии же первые упоминания об "искусстве мягкости" содержатся в новеллах знаменитого литературного произведения XI в. "Кондзяку- моногатари" (“Повесть о ныне уже минувшем”). Однако легенды утверждают, что впервые сформулировал принцип мягкой податливости врач из Нагасаки по име
... Читать дальше »
С окончанием междоусобных войн в начале XVII в. в Японии установился долгожданный мир, и доспехи были надолго уложены в сундуки. Это вызвало подлинную революцию в мире искусства боя без оружия. Все ограничения, связанные с ведением боя верхом, в доспехах ушли в прошлое, и взгляду мастеров борьбы открылись невиданные доселе просторы бесчисленных интерпретаций. XVII в. стал временем активного осмысления накопленного за долгие годы войн опыта. Совершенствовалась техника борьбы, создавались фундаментальные теоретические работы по бу-дзюцу. В результате родилась новая, изощренная система боя голыми руками, получившая имя «дзю-дзюцу» (известно также под названиями «явара», «ва-дзюцу», «тай-дзюцу» и т.д.). Это название, буквально означающее «искусство мягкости» полно глубокого смысла. В основу дзю-дзюцу легла идея одоления противника, безоружного или вооруженного, при помощи упругой податливости, а не силы. Пропустить силу противника мимо или перенаправить ее, и, когда она истощится. добавить свое усилие – вот сущность дзю-дзюцу. Конечно, зта идея была не нова. Ее истоки находят еще в знаменитом памятнике даосской мысли «Даодэцзин». В Японии же первые упоминания об «искусстве мягкости» содержатся в новеллах знаменитого литературного произведения XI в. «Кондзяку-моногатари» («Повесть о ныне уже минувшем»). Однако легенды утверждают, что впервые сформулировал принцип мягкой податливости врач из Нагас
... Читать дальше »
Боевое искусство, известное как дзю-дзюцу (японское слово, которое иногда также произносят как джиу-джитсу, что не совсем верно) тесно связано с историей Японии и ее военными традициями. Хотя на современном Западе слово дзю-дзюцу обозначает боевое искусство, включающее в себя ударные, бросковые, связывающие техники, техники удержания и болевого воздействия, его значение было не всегда настолько ясно в прошлом. В его названии присутствует слово дзю, означающее "мягкий", и слово дзюцу, то есть "искусство". Они определяют, что в пределах японской воинской традиции дзю-дзюцу входит в категорию будзюцу, или боевого искусства, в противоположность категории будо, или пути воина. В будзюцу входили разработанные "воинами для воинов" чрезвычайно практические стили, первая цель которых состояла в том, чтобы достигнуть успеха на поле битвы (или, позже, в целях самозащиты в повседневной жизни). Будо, по контрасту, было выстроено вокруг философских или этических принципов и имело целью помочь продвижению практикующего к самосовершенствованию. Это ни в коем случае не значит, что будзюцу обязательно не в ладах с этикой и философией, а будо неэффективно в бою. Фактически, этический аспект в дзю-дзюцу силен в современных школах, также как это было во многих известных классических школах прошлого. История дзю-дзюцу неразрывно связана с историей Японии. Основные периоды японской истории Древний(эпохи Асука, Кофу и т
... Читать дальше »
Мы не ставим своей целью здесь проведение сравнительного анализа техник "старой школы" Дайто-рю Айки Дзю - Дзюцу и современного Айкидо, но в ней мы попытаемся непредвзято ответить на вопрос; как же случилось, что безусловно эффективная техника "старой школы", в большинстве современных додзё, где практикуют Айкидо, стала лишь формой динамических упражнений, которые не могут обеспечить защиту в реальной боевой ситуации. Тема, о которой пойдет речь, очень обширна и многопланова и желая избежать чрезмерного цитирования, мы не будем касаться вопросов философии и становления Айкидо, т.к. подробную информацию по этому вопросу, вы сможете почерпнуть из книг, список которых приведен в конце данной статьи. Итак, рассмотрим путь и тенденции развития современных школ Айкидо. В книге Тосисиро Обата "Айки-Дзюцу Самураев" коротко описана история возникновения школы Дайто-рю Айки- Дзю - Дзюцу и даны биографии выдающихся представителей этой школы, включая и того, кто открыл Дайто-рю современному миру, Сэнсэя Сокаку Такеда. Коротко приведем ее, воспользовавшись информацией официального сайта школы Дайто-рю Айки Дзю - Дзюцу : "Такеда Сокаку - второй сын Такеда Сокичи, родился 10 октября 1859 г. в особняке Такеда в Оики в Айзу, префектура Фукисима. В детстве Сокаку учился кендзюцу, сумо и Дайто-рю у отца, а Оно-ха Ито-рю в Ёкикан додзё у Сибуя Тома. В 1873 г. Сокаку прибыл с отцом
... Читать дальше »
Тасисиро ОБАТА ученик Годзо Сиоды, ведущий мастер школы Йосинкан, снимался в ряде фильмов Старинные документы говорят нам,что Айки-Дзюцу было исходно разработано Минамото Но Ёсимицу,третьм сыном Минамото но Ёриёси,который был потомком Императора Сэйва в пятом поколении. В то время семья Минамото была одним из главных правящих кланов Японии, и из нее вышли многие известные бойцы и правители. Хотя история приписывает создание Айки-Дзюцу Ёсимицу и его старшему брату Ёсииэ,более вероятно, что эта боевая система ранее уже разрабатывалась внутри клана и сформировала основы,которые были усовершенствованы братьями.
Минамото но Есимицу (1036-1127) - основатель Айкидзицу
Минамото но Еисиэ Хатимантаро (1041-1108)
Из реальных исторических документов нам известно, что их отец Минамото но Ёриёси, который был правителем области Тиндзюфу провинции Осю, и его старший сын сражались против Абэ но Садатоу в войне Д
... Читать дальше »
В настоящее время достаточно мало людей знают, как система занятий Дзю-дзюцу повлияла на развитие рукопашного боя в России как для армии и полиции, так и для гражданского населения.
Никто из исследователей не может сказать, с чьим именем связано, и когда появилось Дзю-дзюцу в России. В этом отношении существуют различные версии, но большинство из исследователей придерживаются того, что первые упоминания о Дзю-дзюцу появились в Санкт-Петербурге. Так в 1895 году в Петербургской газете «Новое Время» была помещена статья Лафкадио Херна - «Очерки неизвестной Японии». В ней автор познакомил русских читателей с достоинствами японской борьбы «ЮЮТСУ».
Однако, Виктор Афанасьевич Спиридонов и Василий Сергеевич Ощепков (очень известные и авторитетные специалисты в области боевых искусств того времени) считали, что преподавание Дзю-дзюцу началось в России в 1902 году, то есть на семь лет позже вышеуказанного.
В период с 1905 по 1907 годы в России создаются различные спортивные объединения, как правило, на общественных началах, где пытаются преподать Дзю-дзюцу. Население дореволюционной России начинало свое знакомство с Дзю-дзюцу по различным книгам - «самоучителям». Это связано с тем, что в это время отмечается нехватка компетентных специалистов - учителей, преподавателей Дзю-дзюцу. Для преподавания они должны были приехать либо
... Читать дальше »
Данная помощь производится посредством отправки sms сообщения, его стоимость стоит ровно столько, сколько вы решили пожертвовать и не более того. Спасибо всем, кто решил поддержать портал. По вопросам обращайтесь к Админу