Техники психологической саморегуляции, которые будут описаны в этой
части, могут использоваться людьми, обладающими пониманием природы психического,
того, что представляет собой внутренний – субъективный мир человека.
Описанные техники позволяют нам лучше понять свое тело и
разум. Тогда мы сможем раствориться в гармонии вселенной.
Представленные техники помогут противостоять
психологическому давлению, стрессу возникающему в бою, что в конечном итоге дает
возможность контролировать свой страх.
Концепция пяти элементов
(У-СИН)
Основное понятие о пяти
элементах
В
традиционной восточной философии выделяют пять элементов:
1.
Дерево. Оно характеризует жизнь, гибкость, духовность, рост, развитие,
продолжение, расширение, гармонию.
2.
Огонь – означает активность, энергию, свет, теплоту.
3.
Земля – пассивность, твердость, почва, стабильность, равновесие.
4.
Металл – пластичность, податливость, острота, холодность.
5.
Вода – мягкость, силу, текучесть.
Огонь – спускается с неба, вода появляется из земли,
земля возвышается под водой, дерево растет из земли, металл кристаллизуется в
земле.
Из
этих пяти элементов состоит весь окружающий мир. Каждый предмет в природе
относится к одному из указанных элементов (рис.1 и 2).
Рис.1. Схема пяти
элементов и отношений «взаимного порождения»
Рис.2.
Схема пяти элементов и отношений «взаимного подавления»
Взаимоотношения в которых находятся пять элементов были
использованы для объяснения и для все более глубокого овладения закономерностями
превращения вещей, их внутренними связями.
Используя конкретные вещества, указанная концепция
выражает характер различного рода явлений и вещей и объясняет существующие между
ними отношения. Восточная медицина использует концепцию пяти элементов для
классификации частей человеческого организма, выражения физиологической
деятельности, патологических проявлений связи как между определенными частями
организма, так и между организмом и окружающей средой.
Основные положения концепции пяти
элементов
Отношения «взаимного порождения» и «взаимного
подавления».
1. Отношения «взаимного порождения».
Понятие «взаимное порождение» означает содействие в рождении и росте. Каждый из
пяти элементов имеет одновременно два вида связи: а) кого-то порождает, б)
кем-то порождается. В этом есть суть «взаимного порождения». Отношения такого
типа называют отношения «мать-сын». Порядок циклической связи пяти элементов при
отношениях «взаимного порождения» следующий
дерево – огонь – земля – металл – вода – дерево -
…
2. Отношения «взаимного подавления». Их
значение заключается в подавлении чрезмерного разрастания. При отношениях этого
типа каждый из элементов имеет одновременно два вида связей: а) кого-то
подавляет, б) кем-то подавляется. Отношения эти также называют отношениями
«взаимного преодоления» (побеждать – быть побежденным). Например: земля
«подавляется» деревом и одновременно «подавляет» воду.
Порядок в циклической связи пяти элементов в плане
отношений «взаимного подавления» следующий:
дерево – земля – вода – огонь – металл – дерево -
…
Вывод: сочетание отношений «взаимного
порождения» и «взаимного подавления» может быть названо отношениями «торможение
- стимулирование». Этот тип отношений отражает всестороннюю взаимосвязь,
взаимное ограничение и стимулирование органов человеческого организма,
непрерывное движение с целью сохранения равновесия, баланса в жизнедеятельности
и единства организма в целом. Существующие между элементами отношения типа
«ограничение - стимулирование» являются нормальными.
Отношения «взаимного разрастания» и «взаимной
неподатливости»
1. Отношения «взаимного разрастания».
Они возникают в тех случаях, когда один из элементов («одерживающий победу»,
«берущий верх»), чрезмерно разрастаясь, сильнее чем обычно, теснит другой
элемент («терпящий поражение»). Например: чрезмерно усиливающийся («одерживающий
победу») огонь, сильнее чем обычно, «подавляет» метал («терпящий поражение»), а
чрезмерно ослабленный огонь будет в большей, чем обычно, степени подавляться
водой.
2. Отношения «взаимной неподатливости».
Они характеризуются «сопротивлением», «отпором» «терпящего поражение»
«одерживающему победу». Например: огонь («терпящий поражение») при чрезмерном
разрастании может «пренебречь» силой воды («одерживающей победу») и «дать ей
отпор».
Вывод: отношения типа «взаимного
разрастания» и «взаимной неподатливости» между пятью элементами – отношения
ненормальные. Применительно к человеческому организму эти отношения отражают
патологию.
Для
удобства применения системы пяти элементов, используем таблицу 1.
Таблица 1
Использование пяти элементов в человеческом
организме
Элементы |
Органы |
Ткани |
Эмоциональное состояние |
Органы чувств |
Звуки |
Дерево
|
Печень |
Сухожилия |
Гнев |
Глаза |
Крик |
Огонь
|
Сердце |
Сосуды |
Радость |
Язык |
Смех |
Земля
|
Селезенка |
Мышцы |
Беспокойство |
Рот |
Пение |
Металл
|
Легкие |
Кожа, волосы |
Печаль |
Нос |
Плач |
Вода
|
Почки |
Кости |
Страх |
Уши |
Стон |
Наши пять пальцев связывают нас с пятью видами
организмов живущих на земле: 1) с бактериями, 2) с одноклеточными, 3) с
плесенью, 4) с растительностью, 5) животным миром.
Как
показано в таблице 1 «философия пяти элементов» предполагает соответствие
определенному набору качеств человека. Она служит основанием для классификации
явлений и состояний происходящих как в природе, так и в самом человеке.
В
боевых искусствах эти пять элементов связаны через развитие мастерства
(физического и духовного прогресса).
Для
противостояния стрессу, чрезмерному нервно-психическому напряжению будем
использовать пять дыхательных упражнений. Их отличительная особенность в том,
что они сопровождаются естественными звуками возникающими при дыхании. Это
стимулирует энергию, которая позитивно влияет на наш организм и психическое
состояние.
Методика выполнения
упражнений
Упражнения необходимо выполнять каждый вечер перед сном.
Делать нужно только одно упражнение из пяти, но каждый день разное. Для удобства
можно расписать с понедельника по пятницу. В субботу упражнения не выполняются,
а также тогда, когда человек болен.
Каждое упражнение – цикл «вдох и выдох» выполняется 10
раз.
УПРАЖНЕНИЕ 1.
Садимся на стул со спинкой. Спина ровно. Ладони на
коленях. Стопы на ширине плеч.
Выдыхаем через рот, язык прижат к верхнему небу. При
выдохе произносим звук «с-с-с-с-с» (шипим как змея). Одновременно поднимаем руки
в верх, ладони развернуты (представляем что держим крышу).
Выдох медленный и легкий. При опускании рук производим
вдох через нос.
УПРАЖНЕНИЕ 2.
Садимся на стул со спинкой. Спина ровно. Колени и стопы
вместе. Руки обнимают колени.
При
выдохе наклон к коленям, одновременно издаем звук мягкий «чо-о-о-о». Спина
полукруглая, руками тянем к коленям, голова втянута в плечи.
Вдох – через нос. При вдохе приходим в исходное
положение.
УПРАЖНЕНИЕ 3.
Садимся на стул со спинкой. Спина ровно. Ладони на
коленях. Стопы на ширине плеч.
Выдыхаем через рот, язык прижат к верхнему небу.
Одновременно поднимаем руки в верх, ладони развернуты (представляем что держим
крышу), но при этом одна рука выше другой.
Выдох медленный и легкий. При опускании рук производим
звук «щ-щ-щ-щ».
УПРАЖНЕНИЕ 4.
Выполняется также как третье, но меняются руки. При
опускании рук делаем выдох и произносим звук «ха-а-а-а».
УПРАЖНЕНИЕ 5.
Исходное положение такое же как в первом упражнении.
Представляем что мы обнимаем кого-то. Продолжаем движение и руками обнимаем
себя. Делаем вдох. При выдохе руки медленно расходятся в стороны до исходного
положения. При выдохе произносим звук «хо-о-о».
Все звуки произносятся тихо, слышно их только самому
занимающемуся.
Упражнения с партнером
УПРАЖНЕНИЕ 1.
При
борьбе двух человек, учитель бьет одного из них палкой. Ударить нужно так, чтобы
была легкая боль (можно в болевую точку). Таким образом происходит закалка
человека, формируется его психологическая устойчивость к экстремальным
непредвиденным факторам.
Цель упражнения – научиться контролировать свои эмоции,
стать менее чувствительным к боли.
УПРАЖНЕНИЕ 2.
При
выполнении болевого необходимо постепенно увеличивать его силу, но при этом
контролировать её. Таким образом тренируется воля человека. Мы начинаем понимать
«крайности» дзю-дзюцу.
УПРАЖНЕНИЕ 3.
Представляем, что мы сидим на стуле, спина прямая, ноги
на ширине плеч, согнуты колени. Берем мокрое, широко отжатое полотенце и
начинаем наносить легкие удары по лицу, но при этом бережем глаза. Время
выполнения 40-45 минут. Начинать нужно постепенно примерно с 5 минут.
Затем наносим удары палкой по туловищу и бедрам (по всем
группам мышц).
УПРАЖНЕНИЕ 4.
Борьба в стойке. Выполняют 4 человека. Двое борются, а
их партнеры держат их за пояс и во время борьбы пытаются вывести их из
равновесия.
Цель – нарушение баланса бойца, независимо от положения,
в котором он находится, постепенно он учится контролировать его.
УПРАЖНЕНИЕ 5.
Кросс 3200 метров. Норматив 11 минут. После кросса
борьба. Цель повышение скоростно-силовой выносливости. Выполняется один раз в
месяц.
Заключение
При
регулярной тренировке у человека копится огромный потенциал в боевых умениях,
который влияет на психологические качества. Достигнув этого уровня, человеку
трудно ударить кого-либо без веских оснований.
На
этом уровне мы начинаем уважать себя, свои возможности и силы. Мы научаемся их
использовать либо в крайних случаях, либо когда преследуем специальных
целей.
Автор: Явор Дянков
Перевод: Сергей Духновский