В настоящее время во многих странах
Европы и Америки огромную популярность завоевала "школа нин-дзюцу"
Тогакурэ-рю, преподаваемая в рамках программы организации
Будзинкан - "Дом божества войны", созданной
японцем Хацуми Масааки (Ёсиаки) на основе 9 традиционных школ бу-дзюцу.
Многочисленные приверженцы Будзинкана широко пропагандируют Тогакурэ-рю
как единственную сохранившуюся до наших дней аутентичную школу
нин-дзюцу, а Будзинкан - как воплощение подлинных боевых традиций
"воинов-невидимок".
Согласно утверждениям Хацуми Масааки, он унаследовал у своего учителя
Такамацу Тосицугу 9 древних школ ниндзя: Тогакурэ-рю, Кумогакурэ-рю,
Куки синдэн-рю (Кукисин-рю), ТАкаги !син-рю, Гёкко-рю, Гёкусин-рю,
Кото-рю, Гикан-рю и Синдэн фудо-рю. Такамацу же изучал их у Тоды
Синрюкэна Масамицу и Иситани Мацутаро, которые оба были связаны с
кланами ниндзя Ига: Тода Синрюкэн Масамицу как 32-й патриарх
"древнейшей школы нин-дзюцу" Тогакурэ-рю, а Иситани - как потомок семьи
тюнинов из Ига.
Попытаемся разобраться в происхождении 9 рю, которые стали
"фундаментом" Будзинкана, и выяснить их причастность к ниндзя. Для
этого обратимся к данным весьма авторитетной энциклопедии "Бугэй рюха
дайдзитэн".
Из всех 9 школ Будзинкана только первые 2 - Тогакурэ-рю и Кумогакурэ-рю
- являются непосредственно школами нин-дзюцу. Остальные 7 школ включают
приемы боя различными видами оружия и без него. С них и начнем свой
анализ.
Итак, Куки синдэн-рю. На этой школе нужно остановиться особо, так как
практически вся техника работы с оружием в Будзинкане позаимствована из
нее, что не скрывает сам Хацуми. К тому же Куки синдэн-рю - школа очень
влиятельная, оставившая большой след в истории японских бу-дзюцу.
Куки синдэн-рю -
"божественная традиция семьи Куки" -
является школой комплексного боевого искусства и влючает в себя технику
боя мечом, длинным шестом, короткой палкой, алебардой, копьем, приемы
борьбы без оружия в доспехах (кумиути) и без них (дзю-дзюцу), серпом на
цепи (кусаригама), метания сюрикэнов, боевого плавания и использования
зажигательных средств, а также костоправные методы (сэйкоцу).
Как видно из самого названия школы, она передавалась в семье Куки.
Основателем клана Куки и одновременно Куки синдэн-рю считается Куки
Якусимару Курандо Такадзанэ, который прославился своими подвигами в
30-е годы XIV века, когда сражался на стороне императора Годайго против
клана Ходзё и мятежника Асикаги.
Семья Куки принадлежала к слою мелких феодалов и активно занималась
пиратством. Благодаря этому Куки прославились прежде всего как
замечательные флотоводцы. Достаточно упомянуть знаменитого самурая
этого клана Куки Ёситаку, "адмирала" Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси.
Внук Ёситаки, Куки Садатака (XVII век) познакомил с учением семейной
школы Окуни Кихэя Сигэнобу из провинции Идзумо, который к тому времени
уже был 29-м патриархом школы Тёсуй-рю, созданной по преданию Отомо
Комаро, изучавшим искусство рукопашного боя у китайского мастера Цзянь
Чжэня, приехавшего в Японию в правление императрицы Кокэн (749-758), и
известной под названием "Тёсуй-рю дакэн-дзюцу" - "Искусство кулачных
ударов Тёсуй-рю". С Окуни Сигэнобу берет начало "внешняя" ветвь (в
противоположность "внутренней" ветви семьи Куки) Куки синдэн-рю,
традицию которой и унаследовал Хацуми Масааки. Никаких сведений о
причастности Куки к ниндзя нет, как нет и упоминаний о передаче этой
семейной традиции в руки кого-либо из "невидимок". Правда, в источниках
сообщается, что позже Окуни Кихэй стал ямабуси на горе Кумано, но было
это во второй половине XVII века, когда ямабуси уже давно утратили
былую воинственность, а нин-дзюцу медленно умирало. Непричастность Куки
синдэн-рю к ниндзя потверждается и самой техникой школы, о чем
свидетельствуют недавно выпущенные учебные фильмы самого Хацуми, в
которых приемы боя с оружием (с мечом, копьем и шастом) и без него
демонстрируются в тяжелом самурайском доспехе ёрои! Кстати, "секретная
ниндзевская техника" фехтования мечом в Куки синдэн-рю в
действительности по прямой линии восходит к таким "самурайским" школам
как Катори Синто-рю (ее изучал Окуни Киёдзаэмон-но дзё у наставника
Такатани Гэндзаэмона) и Боккудэн-рю, основанной одним из учеников
Цукахары Бокудэна, последователя Катори Синто-рю и создателя Касима
Синто-рю. Таким образом, практически вся техника боя с оружием и часть
техники борьбы без оружия в Будзинкане никак не связаны с традициями
рукопашного боя ниндзя.
Такаги Ёсин-рю, другая школа, входящая в программу Будзинкана,
является родственницей Куки синдэн-рю. Такаги Ёсин-рю - "Школа
возвышающегося сердца семьи Такаги" - ветвь одной из крупнейших школ
японских бу-дзюцу Такаги-рю. Она включает в себя технику боя шестом,
копьем, алебардой, метание сюрикэнов и дзю-дзюцу.
По преданию, основы Такаги-рю заложил буддийский монах Унрю - "Текущее
облако" - из провинции Рикудзэн, что на севере Хонсю. Произошло это в
1570 году. Унрю передал свое учение некоему Ито Кии-но Ками Сукэтаде,
который положил в основу своей системы технику боя длинным шестом и
разработал приемы с копьем, алебардой, короткой палкой, мечом и кодати.
С начала XVII века эта традиция стала передаваться в небольшой
самурайской семье Такаги, служившей князьям Сироиси и давшей свое имя
этой школе бу-дзюцу. Большую роль в становлении Такаги-рю сыграл Такаги
Ориуэмон Сигэтоси (1625-1711), который добавил к имевшейся технике
некоторые приемы сумо и разработал систему борьбы без оружия
(тай-дзюцу) из 48 приемов. Такаги Ориуэмон передал секреты Такаги-рю
своему сыну, Такаги Уманосукэ (1656-?), который начал открытое
преподавание Такани-рю как комплексное бу-дзюцу. Уманосукэ называл свою
технику Такаги-рю тай-дзюцу косино-мавари, или эмоно-дори ("захват
оружия") и больше всего любил работать копьем. При нем Такаги-рю
получила распространение во многих районах Овари.
Немалый вклад в развитие Такаги-рю внес и сын Уманосукэ, Такаги
Гэнносин. Гэнносни стал ямабуси и удалился на священную гору Кумано,
где познакомился с другим сюгэндзя - Окуни Кихэем, основателем Куки
синдэн-рю. Когда 2 мастера сравнили свои школы, выяснилось, что
Такаги-рю была сильнее в дзю-дзюцу, а Кукисин-рю - в фехтовании бо. В
итоге мастера решили объединить свои знания, после чего к Такаги-рю
были добавлены приемы боя шестом, копьем и алебардой Кукисин-рю, а
Кукисин-рю у Такаги-рю почерпнула немало техники дзю-дзюцу. После
памятной встречи Гэнносина с Окуни Кихэем техника борьбы без оружия в
Такаги-рю стала называться "дакэнтай-дзюцу" - буквально "искусство
нанесения ударов кулаком по телу".
Со временем Такаги-рю разделилась на 3 ветви. Одна из них,
созданная Иситани Такэои Масадзи, получила название Иситани Такаги
Ёсин-рю. Среди учеников Иситани были Такамацу Ёсиёси (отец Такамацу
Тосицугу) и сын - Иситани Мацутаро. Мацутаро в детстве убежал из дома,
поскольку не вынес тягот тех тренировок, которые заставлял выполнять
его отец, изучил школу Кукисин-рю у Акиямы Ётаро и позже соединил
Такаги Ёсин-рю и Кукисин-рю в единую систему, которую и преподал
Такамацу Тосицугу. Последний овладел также традицией Фудзита Такаги-рю.
Как видим, как и в случае с Куки синдэн-рю, связь Такаги-рю с ниндзя
никак не прослеживается. Разве что поверить ничем не подкрепленному
утверждению Хацуми, что семья Иситани была семьей тюнинов из Ига.
Однако и к ним Такаги-рю попала из рук "самураев" не ранее 2-й половины
XIX века. А между тем почти вся бросковая техника Будзинкана
позаимствована именно из Такаги Ёсин-рю.
Если 2 вышеописанные школы благополучно дошли до наших дней и ныне
преподаются в десятках додзё по всей Японии мастерами, не имеющими
никаких связей с линией Такамацу-Хацуми, то остальные 7 школ являются
исключительным достоянием этих двух "ниндзя". И ввиду полного
отсутствия иных письменных источников, в их анализе придется опираться
только на сведения, сообщаемые Хацуми Масааки.
Самой древней из этих школ считается
Гёкко-рю - "Школа яшмового тигра", в которой преподается косси-дзюцу - "искусство костяных пальцев", или методы поражения уязвимых точек при помощи пальцев.
По утверждению Такамацу Тосицугу, корни этой школы уходят в Китай
династии Тан. Считается, что основу этой системы заложил либо
императорский телохранитель, не отличавшийся внушительными размерами и
большой физической силой, либо какая-то принцесса, либо придворная
дама. После падения Танской империи в 907 году многие аристократы
бежали в Японию. В их числе был и военачальник Тё Гёкко, который,
якобы, и передал японцам учение косси-дзюцу.
Это учение на протяжении ряда веков передавалось в семье Судзуки, а в
XVI веке перешло в клан Сакагами, член которого Сакагами Таро Кунисигэ
и стал официальным основателем школы Гёкко-рю сито-дзюцу - "искусства
кончика пальца". Затем патриархом Гёкко-рю стал монах Гёккан. Он обучил
этой техникой четырех мастеров:
1)Сасаки Гэндаю Садаясу, сын которого, Сасаки Гороэмон Акиёри позже основал школу Гёкусин-рю, также входящую в Будзинкан;
2)Судзуки Дайдзэн Таро Тикамасу, последователь которого в 4-м поколении
Фукао Цуноума Сигэёси основал ныне утраченную школу коппо-дзюцу
("искусство учения о костях", использует мощные удары руками и ногами
для повреждения костей противника) Идзумо-рю;
3)Акимото Кавати-но Ками Ёси, ученик которого Урю ханган (судья)
Гиканбо основал школу коппо-дзюцу Гикан-рю, также входящую в Будзинкан;
4)Тоду Сакё иссинсая, ставшего создателем школы коппо-дзюцу Кото-рю и,
якобы, передавшего Гёкко-рю и Кото-рю знаменитому дзёнину Момоти
Сандаю.
Таким образом 4 школы, входящие в Будзинкан - Гёкко-рю, Гёкусин-рю,
Гикан-рю и, с некоорыми оговорками, Кото-рю (по утверждению Хацуми,
Кото-рю основывается также на технике, переданной военачальником Тё
Бусё, бежавшим из одной из корейских царств) - являются не отдельными
школами, а лишь мастерскими вариациями на тему одной и той же техники.
Все эти школы сохранились только в Будзинкане, а единственным
источником по их истории являются "устные предания" Тоды Синрюкэна
Масамицу. Безусловно, что "устные предания" человека, жившего на рубеже
XIX-XX веков, по надежности не идут ни в какое сравнение с аутентичными
письменными источниками XVI века, хотя бы потому, что человеческая
память - плохой хранитель знания. К тому же в генеалогиях, сообщенных
Тодой, содержатся десятки (если не сотни) имен, не зафиксированных ни в
каких письменных источниках!
Интересен и технический состав этих четырех традиций. Для всех них
характерны удары кончиком большого пальца (боси-кэн) или суставом
указательного или среднего пальца при вертикальном положении кулака, а
также отбивы хлестким ударом типа уракэн-ути каратэ. Однако и то, и
другое являются стандартными приемами таких известных школ как Куки
синдэн-рю и Такаги Ёсин-рю. К тому же вся техника такого рода
рассчитана на бой с противником, не защищенным доспехами, а подобные
системы дзю-дзюцу в Японии сложились не ранее XVII века, после
прекращения войн в стране, когда доспехи стали применяться гораздо
реже. Характерно, что Куки синдэн-рю и Такаги Ёсин-рю, где также
применяются приемы поражения уязвимых точек, сложились лишь в XVII
веке. К тому же бросковая техника 4-х секретных школ почти ничем не
отличается от Такаги Ёсин-рю.
Меньше всего известно о
школе дакэнтай-дзюцу Синдэн фудо-рю - "Школа
божественной передачи непоколебимости". По утверждению Хацуми, ее
основателем был Идзумо кандзя Ёситэру, который, якобы, жил в XII веке.
Интересно, что Хацуми Масааки называет Идзумо-но кандзя Ёситэру
основателем и Кукисин-рю. Однако в официальной генеалогии этой школы,
опубликованной в "Бугэй рюха дайдзитэн" такой человек не значится, зато
важное место в ней занимает Идзумо-но кандзя Ёсихидэ, создавший в 1349
году систему дакэнтай-дзюцу Кисин-рю, которую изучал основатель
"внешней" ветви Куки синдэн-рю Окуни Сигэнобу.
Идзумо-но кандзя Ёситэру занимает важное место и в генеалогии
нин-дзюцу, составленной Такамацу Тосицугу. Согласно этой генеалогии,
нин-дзюцу - это искусство, развившееся из одного корня.
Такамацу утверждает, что
все воинские искусства жителей Ига восходят
к китайскому военачальнику Икаю (в другом прочтении - Иин), который был
вынужден бежать из Китая и поселился в пещере на горе Такао в Ига.
Произошло это где-то между 1040 и 1050 годами.
Икай прекрасно разбирался во всех аспектах военного дела и в
совершенстве владел косси-дзюцу. В горах Ига он познакомился с местными
ямабуси Гамоном Доси (Фудзивара Тиката) и Хогэмбо Тэссином и передал им
секреты косси-дзюцу и способ маскировки "летящая птица" (хитё-но
какурэгата). ОТ них-то и пошла вся традиция нин-дзюцу Ига. Так, ученик
Гамона Доси, Гарю Доси передал свои знания Иге Хэйнаю Ясукиё, который
стал основателем знаменитой школы нин-дзюцу Ига-рю, или Кумогакурэ-рю -
"Школа маскировки в облаках" - по его боевому псевдониму, а также
Хатирю нюдо и уже упоминавшемуся Идзумо-но кандзя Ёситэру. Хатирю нюдо
обучил секретам нин-дзюцу Тодзаву Хакуунсая (Хакууна Доси),
считающегося создателем школы нин-дзюцу Хакуун-рю и первым патриархом
школы косси-дзюцу Гёкко-рю, знаменитого начальника разведки Минамото
Ёсицунэ - Исэ Сабуро Ёсимори, мага-отшельника Хогэна, а также Кимона
Хэйбэя. Кимон Хэйбэй учил нин-дзюцу Каина Доси, который, в свою
очередь, стал учителем Тогакурэ Дайсукэ, основателя Тогакурэ-рю
нин-дзюцу - главной школы Будзинкана. От Тодзавы Хакуунсая берет свое
начало линия передачи нин-дзюцу, достигающая Сакагами Таро Кунисигэ,
официального основателя школы Гёкко-рю, великого дзёнина Момоти Сандаю,
Тоду Сакё Иссинсая, официального основателя Кото-рю, и даже семью
Натори. Линия передачи нин-дзюцу от Тогакурэ Дайсукэ через Симу Косанту
достигает семьи Тода, и лично Такамацу Тосицугу и Хацуми Масааки, а
через Хату Сабуро - семей Уэно, Нарита и Тоду Гохэя.
В эту генеалогию оказались вписанными почти все знаменитые ниндзя из
Ига и Кога, которые все увязаны здесь линиями передачи и наследования.
Истоки нин-дзюцу уводятся к последователям сюгэндо, а Тогакурэ-рю
оказывается стержневой традицией нин-дзюцу Ига и Кога. Чудесная
картина, в которой каждому знаменитому ниндзя отведена особая ячейка!
Правда, непонятно, почему в исторических источниках не упоминается ни
Тогакурэ-рю, ни семья ниндзя Тода.
Однако японские исследователи в большинстве своем встретили появление этой генеалогии со скепсисом. Вот
что, например, написали о ней Ямада Тадаси и Вататани Киёси в "Бугэй
рюха дайдзитэн": "Такамацу Тосицугу, воспользовавшись модой на
литературу по нин-дзюцу в период после Тайсё (1912-1926), составил
новую генеалогию этого искусства... Эта генеалогия, основанная на
данных преданий, изобилует приукрашениями; реальные личности, известные
из источников, перемешаны с вымышленными или легендарными героями.
Поэтому проверить ее достоверность не представляется возможным".
В действительности никакие исторические источники не позволяют
проследить передачу военного искусства, например, от Фудзивары Тикаты,
выведенного в генеалогии Такамацу как Гамон Доси, к Иге Хэйнаю Ясукиё,
равно как и передачу секретов нин-дзюцу от мифического Тодзавы
Хакуунсая - к Момоти Сандаю. В ней начисто отрицается реальный
исторический процесс постепенного и повсеместного накопления знаний в
области шпионажа и разведки и реальный исторический фон, на котором это
накопление и развитие происходило, например, все перипетии с семьей
Хаттори, с выделением из нее Фудзибаяси и Момоти. Интересно, что ни
Хаттори, ни Фудзибаяси в генеалогию не попали.
Сомнительной выгладит и личность
"первооснователя" Икая.
По утверждению Хацуми Масааки, Икай был военачальником киданьского
государства и, якобы, потерпел поражение в борьбе с китайской династией
Сун и был вынужден из Китая на Японские острова. Однако в любой работе
по истории Китая можно прочитать, что пик набегов киданей на Китай
приходится на конец X века, и что только в 1004 году китайцам удалось
заключить с врагами мир, но на очень тяжелых условиях - они обязывались
ежегодно платить киданям огромную дань. Однако набеги киданей
продолжались и в последующие годы, и китайцы ничего не могли с ними
поделать. И лишь в 1125 году китайцы в союзе с чжурчжэнями сумели
разгромить киданьское государство Ляо. Таким образом предание о бегстве
Икая в Японию в середине XI века совершенно несостоятельно.
Однако это не самый
"убойный" аргумент в развенчании
генеалогии Такамацу и Хацуми. В "Бугэй рюха дайдзитэн" в статье
"Тогакурэ-рю" мы читаем: "Он (Такамацу Тосицугу) утверждал, что
унаследовал эту генеалогию (а также такие школы "ниндзя" как Гёкко-рю,
Кото-рю, Гёкусин-рю, Синдэн фудо-рю, Гикан-рю, Кумогакурэ-рю и
Тогакурэ-рю - добавим от себя) через устную передачу Тоды Синрюкэна
Масамицу. Однако Тода Синрюкэн (Иссинсай) умер в возрасте 73 лет в 13-й
год Мэйдзи (1879 год). Такамацу же родился через 4 года после смерти
Тоды!"
Это
одна из самых загадочных страниц истории Будзинкана. Дело
в том, что разные источники дают совершенно разные даты жизни Тоды
Синрюкэна Масамицу и Такамацу Тосицугу. Например, в том же "Бугэй рюха
дайдзитэн" в статье "Гёкко-рю" сообщается, что Тода Синрюкэн Масамицу
умер 6 декабря 4 года Мэйдзи (1870 год). Последователи же Будзинкана
утверждают, что Тода Синрюкэн жил в 1824-1909 годах, а Такамацу
Тосицугу - в 1887-1972 годах.
К этой путанице в датах следует добавить и еще несколько любопытных
деталей. В официальной генеалогии мастеров Такаги-рю, опубликованной в
"Бугэй рюха дайдзитэн", значится Такамацу Ёсиёси - отец Тосицугу,
который по непонятной причине не упоминается ни в одной из работ по
ситории Будзинкана. По-видимому, он-то и был первым учителем сына.
Любопытно, что кроме генеалогии Такаги Ёсин-рю его имя больше нигде не
встречается. Возникает законный вопрос: как же могло получиться, что
сын Тоды Синрюкэна не был знаком с "тайными традициями" Гёкко-рю,
Кото-рю, Тогакурэ-рю и т.д., а вот внук, в обход папаши, стал их
наследником?
Кроме того, в статьях и книгах последователей Будзинкана почему-то не
упоминаются и другие учителя Тосицугу, принадлежавшие к традициям
Кукисин-рю и Такаги-рю: Мидзута Ёситаро Тадафуса, Цуноно Яхэйта Масаёси
и другие. Кстати, все источники, не связанные с Будзинканом, называют
Тоду Синрюкэна инструктором по кэндо в одном из военных училищ.
Что же представляют собой эти "школы нин-дзюцу" Тогакурэ-рю и Кумогакурэ-рю?
В "Беседах ниндзя" Хацуми утверждает, что "Тогакурэ-рю преподает свое
нинпо тай-дзбцу с некоторыми тайными видами оружия, такими как сэнбан
(разновидность сюрикэна), синодакэ (дыхательная трубка) и сюко". По
поводу Кумогакурэ-рю там же он говорит, что эту школу "характеризует
похожая форма тай=дзюцу с использованием камаяри (разновидность копья с
боковым серповидным отростком)". Кроме того, по словам Хацуми "в
Тогакурэ-рю... собрано все лучшее, что имеется в 9 рю". После разбора
генеалогий школ Будзинкана это утверждение не может не вызвать
недоумения, ведь по крайней мере 2 из них - Кукисин-рю и Такаги Ёсин-рю
- с Тогакурэ-рю ничего общего не имеют. Фактически, под названием
"нин-дзюцу" Хацуми Масааки преподает разновидность дзю-дзюцу.
Хацуми Масааки не был единственным учеником Такамацу Тосицугу, как
утверждается во многих статьях. напротив, у Такамацу было очень много
учеников. Да и сам Хацуми смог познакомиться с Тосицугу только через
своего первого наставника Уэно Ки Тёсуя, личного ученика Такамацу.
Уэно Ки Тёсуй (Ки Тэнсин) был наследником одной из ветвей школы
Кукисин-рю, имевшей длинющее официальное название Хонтай Кисин Уэно
тэнсин-рю Куки синдэн дакэнтай-дзюцу - "дакэнтай-дзюцу божественной
традиции семьи Куки основной школы небесного сердца семьи Уэно
направления Кисин", позже замененное на более короткое Синто тэнсин-рю
- "Синтоистская школа небесного сердца".
Основу этой школы заложил Уэно Тацуэмон Тацукара, который в начале XVII
века соединил технику кэн-дзюцу Катори Синто-рю с болевыми приемами
торидэ Итидэн-рю. Позже его потомки многое позаимствовали из арсенала
школ Кукисин-рю и Такаги-рю, а также из кэн-дзюцу Ходзан-рю и
коппо-дзюцу Итидзё фуни-рю. Синтез с другими школами боевого искусства
продолжал и восьмой патриарх Уэно Ки Тёсуй, который к семейной традиции
добавил приемы каратэ школ Сито-рю и Синдо Дзинэн-рю, китайского кэмпо
и различные техники крупной школы бу-дзюцу Асаяма итидэн-рю. Таким
образом Хацуми Масааки изначально изучал именноте школы боевого
искусства, которые преподавал Такамацу Тосицугу, но не в чистом виде, а
в сложной смеси. Интересно, что многие ученики Уэно после смерти
наставника перешли под крыло основателя современной школы дзю-дзюцу
Хакко-рю Окуямы Рюхо и составили костяк его ближайших
соратников-наставников.
Подведем итог нашему исследованию нин-дзюцу Будзинкана. На
основе имеющихся данных можно сделать вывод, что Будзинкан - это
сложная синтетическая система рукопашного боя, вобравшая в себя
традиции ряда древних школ бу-дзюцу и, возможно, гораздо более поздних
каратэ, айкидо и даже китайского кэмпо. Нужно признать, что почти весь
технический арсенал Будзинкана - вся работа с оружием и почти вся
бросковая техника тай-дзюцу - почерпнут из школ Куки синдэн-рю и Такаги
Ёсин-рю, которые никакого отношения к кланам ниндзя из Ига и Кога не
имеют. Впрочем, возможно что Хацуми действительно изучал некоторые
боевые приемы из арсенала "воинов ночи".
Одно можно утверждать наверняка: Хацуми Масааки нин-дзюцу как таковое
не преподает. Это становится очевидным уже при рассмотрении программы
обучения Будзинкана. Еще более показательно отношение японского
правительства к Хацуми и его организации. Оно вполне лояльно: мол,
играйте-играйте, чес бы дитя не тешилось - лишь бы не вешалось.
Думается, если бы Хацуми организовал "крутую" школу для подготовки
шпионов, диверсантов, террористов, киллеров - эта позиция была бы
совсем иной. Короче, Хацуми Масааки может быть и мастер боевых
искусств, но все же не ниндзя, как бы этого ни хотели десятки тысяч его
последователей.