Определить,
что такое Ушу, довольно сложно. Если на Западе Ушу воспринимается либо
как боевое искусство, либо как спорт или оздоровительная гимнастика, то
для Китая это нечто большее. В разные периоды истории к Ушу относили
методы боя, способы оздоровления и врачевания, медитативную и духовную
практику, народные праздничные ритуалы, цирковые представления и танцы
в подражание животным, даже дыхательную гимнастику. Но самое главное,
во все времена Ушу воспринималось как "чудесное и утонченное", как
"сокровенное искусство" (мяо и сюань шу). Оно реализовывалось в
"одухотворенном ударе" (шэнь цюань), даровало истинное мастерство"
(чжэнь гунфу), "благую мощь" (дэ). Несложно заметить, что все это как
бы некий священный "от Неба данный характер" Ушу. Не случайно сегодня в
традиционных школах о занятиях боевыми искусствами говорят:
"упражняться в достижении мастерства" (лянь гун), в противоположность
спортивным секциям, где просто "тренируются". Все это лишь подтверждает
связь традиции Ушу с духовными и религиозными системами.
Ушу послужило истоком и, одновременно, матрицей для всех боевых
искусств Восточной Азии. Именно в Китае находятся корни каратэ и дзюдо,
айкидо и корейского хварандо, японского сумо и вьетнамского вьетводао.
Следовательно, изучая китайские боевые искусства, мы можем видеть как
бы "праформу" японских, корейских, вьетнамских и даже некоторых
индонезийских боевых систем. Правда, не все сегодня громко заявляют об
этом. Но факт остается фактом - даже в таком чисто японском виде боевых
искусств, как каратэ, в первое время названия приемов и комплексов были
заимствованы из Китая.
Если японские боевые искусств распространялись в мире по "официальной"
линии, и росту их популярности до сих пор способствует продуманная
государственная политика, то китайское Ушу проникало в другие страны
прежде всего через общины китайцев - эмигрантов. Именно от них Запад
узнал о китайском Ушу. Поскольку зарубежные китайцы происходили, в
основном, с Юга Китая, а многие были к тому же членами тайных обществ,
то для обозначения боевых искусств стал применяться термин,
распространенный в этой среде и являющийся синонимом ушу, - гунфу.
Вследствие особенностей транскрипции его звучание несколько исказилось,
и мир узнал о боевом искусстве кунфу. Сначала на Западе кунфу
преподавали в основном китайцы, чуть позже к ним присоединились и
европейцы. Долгое время такое преподавание носило довольно бессистемный
характер, а под кунфу подразумевались не столько собственно китайские
боевые искусства, сколько все те способы боя и оздоровления, которые не
попадали под четкую систему каратэ. Естественно, не обошлось без
создания новых "стилей" и "школ". Большинство из них представляло собой
откровенные подделки под восточную экзотику, но некоторые оказались
весьма удачными изобретениями, хотя и мало соприкасающимися с китайской
традицией. Например система боя, созданная Брюсом Ли считается кунфу.
О китайских боевых искусствах заговорили еще в 60-х гг. XX-го века, но
настоящий бум наступил приблизительно с начала 70-х гг., когда стало
стремительно расти число залов для занятия кунфу.
Сначала кунфу воспринималось лишь как антитеза или дополнение к каратэ
- "еще лучше", как писали о нем западные журналы типа "Inside Kungfu" и
"Karate". Интересно, что долгое время Запад вообще не знал, как
называются китайские боевые искусства, поэтому появилось название
"китайский бокс", а известный популяризатор боевых искусств, Эд Паркер
вообще писал о китайском карате.
Ситуация заметным образом изменилась в конце 70-х. Именно тогда стали
выходить первые, пусть недостаточно профессиональные, но познавательные
работы по истории и духовной традиции Ушу, потеснившие бульварную
литературу о "смертельных касаниях и энергетических ударах". Так
постепенно становилось ясно, что Ушу - явление более высокого порядка,
нежели просто боевая практика.
Параллельно с этим власти КНР активизировали начатую еще в 50-х гг.
пропаганду спортивного направления Ушу, созданного в результате
упрощения традиционной практики. С одной стороны это переводило Ушу в
область спорта, с другой должно было противостоять тем международным
организациям, которые проповедовали традиционные ценности Ушу. Оно
оказалось разделенным на "традиционное" и "современное". В ряде стран
возникло даже лобби, толкующее Ушу исключительно как вид физкультуры,"
пропагандирующее современные гимнастические комплексы. Пик этого
движения пришелся на начало 90-х гг., однако затем начался резкий спад.
Большого успеха это направление не приобрело, поскольку, с одной
стороны, было ориентировано в основном на молодых и хорошо
подготовленных спортсменов, а с другой игнорировало духовные аспекты
Ушу.
В начале 80-х гг. популярность кунфу докатилась и до СССР. Изначально
это выразилось в создании нескольких стилей, не имеющих ни аналогов в
Китае, ни непосредственного отношения к Ушу. В частности, тогда
родились стили чой, шоудао и ряд других.
С 1986 г. началась пропаганда спортивно-физкультурного направления Ушу.
Большое количество поклонников завоевал чаньцюань "Длинный кулак" -
молодой гимнастический стиль, созданный в 50-х гг. нашего столетия. Во
многом это объяснялось тем, что первые энтузиасты боевых искусств ушу
из-за недостатка информации не очень точно представляли себе, что же
такое Ушу. Вскоре осознали, что "гимнастика ушу" связана, скорее, не с
боевым искусством, а со спортивной гимнастикой и не дает ответов на
многие вопросы, волнующие энтузиастов Ушу. Наиболее привлекательными
становятся те стили, история которых насчитывает несколько столетий:
шаолиньцюань, синъицюань, тунбэйцюань, чоцзяо и др.