Ушу дословно означает воинские искусства.
Как и любое другое искусство ушу первоначально возникло из ремесла,
состоявшего из навыков охоты и самозащиты. Толчком к возникновению
подобной системы явилась мысль не только иметь хорошее оружие, но и
владеть мастерством его использования.
Уже в конце второго века появилась стройная система индивидуальной
подготовки воинов, носившая название уи. Этот термин использовался на
протяжении ряда столетий, став впоследствии синонимом слова ушу. В уи
вошла борьба (цзюэди), рукопашный бой (шоубо) и техники работы с
оружием (так называемые "18 боевых искусств", состоящие из умения
пользоваться девятью короткими и девятью длинными видами оружия).
Обучение базировалось на комплексах формальных упражнений (таолу),
которые выполнялись индивидуально и с партнерами.
На протяжении ряда столетий Ушу (Уи) совершенствовалось, вбирая в себя
методы владения различным оружием и собственным телом, став в
результате неким синтезом из вещей сколь разнородных, столь и
взаимнодополняющих, и превратившись не в простую систему боя, а в путь
к само совершенству.
В настоящее время в Китае существует несколько сотен разных стилей Ушу,
включающих в себя рукопашный бой и технику работы с разнообразным
оружием. Деление стилей и техник происходит от привязки к территории их
происхождения. Основными центрами возникновения различных школ и
направлений стали: южный и северный Шаолинь, и территории Уданских и
Эмэйских гор.
Условно существует деление на "внешние" и "внутренние" школы.
По преданию, впервые это деление ввел даосский монах Чжан Саньфэн в 12
веке. Он учил, что "внешние" стили базируются на развитии физических
качеств, а "внутренние" - на использовании жизненной силы (ци) и
выжидании, как основной технике. Позднее стало популярным сравнивать
"внешние" стили с преодолевающей препятствия горной рекой, а
"внутренние" - с равнинной, огибающей их.
Существует мнение, что такое деление возникло в результате
противопоставления шаолиньского ушу (с его легендарными физическими
тренировками) ряду остальных техник. Возможно поэтому в дальнейшем
"внутренние" стили связывали с даосской традицией, а внешние с
буддийской. Но по большому счету это деление весьма условно, так как в
любом "внешнем" стиле или направлении внутренней работе отводится очень
значимое место, а любая "внутренняя" школа не обходится без комплекса
изнуряющих физических упражнений.
Процесс обучения во "внутренних" и во "внешних" школах не сводился
только к изучению различных приемов, а был рассчитан на многие годы, и
представлял собой широкую программу, главной целью которой было
совершенствование тела и духа, совершенствование личности.
|