С конца прошлого века в Осаке существовало частное издательство "Татикава бунко". Оно
специализировалось на дешевой развлекательной литературе - рассказах о
похождениях самураев, знаменитых монахов, разбойников и т.д.
Душой всего предприятия был старый профессиональный рассказчик Тамада
Гёкусюсай, знавший тысячи занимательных сюжетов и обладавший выдающимся
красноречием. Фактически, издатели просто переносили на бумагу его
замечательные рассказы. Первой книгой "Татикава бунко" стала книга
"Дзэнский наставник на отдыхе", вышедшая в самом начале XX века. За ней
последовали "Золотые ворота Мито", "Ивами Дзютаро", "Окубо Хикодзаэмон"
и др. Эти книги пользовались большой популярностью, но постепенно объем
продаж издательства стал падать. Требовалось найти нового героя,
способного привлечь публику. И тут Тамаде вспомнились предания о
знаменитых воинах Санады Юкимуры. В некоторых сказаниях упоминался
ниндзя, который был прыгуч, словно обезьяна, и совершал невероятные
проделки. Ну чем не герой?! Но как его назвать? Феноменальная память
Тамады напомнила ему, что на острове Кюсю у подножия горы Исидзути есть
мост "Сарутоби-хаси". Вот и имя для героя, ведь "Сарутоби" значит
"прыгающая обезьяна". По замыслу создателей образа, это должен был быть
отважный воин, умный и преданный - короче, классический герой. По ходу
дела он будет расправляться с отступниками, нарушившими заповеди
ниндзя. Их подбирали из все тех же героев устных сказаний: Исикава
Гоэмон, Ники Дандзо, Дзирая и другие. Так появилась на свет книга
"Мастер нин-дзюцу Сарутоби Сасукэ". Книга имела колоссальный успех.
Тираж был раскуплен во мгновение ока. Жителям Осаки пришлись по душе
деяния ниндзя-героя, защищавшего их родной город от врагов. Увидев
такой успех "Сарутоби Сасукэ", редакция "Татикава бунко" решила
продолжать в том же духе. Так появилось несколько десятков замечательных романов о "невидимках", ставших любимым чтивом для миллионов японцев.
Во время второй мировой войны о нин-дзюцу на некоторое время забыли. Но
ненадолго. С середины 50-х годов одна за другой стали появляться
многочисленные книги о "воинах ночи" средневековой
Японии. Особенно плодовитым автором в этой области оказался Ямада
Футаро, написавший несколько десятков повестей о ниндзя. Его книги
сильно отличались от изданий "Татикавы". Здесь уже не было
конфуцианской морали, утверждающей победу добра над злом, зато было
полным-полно эротических сцен, крови и мистики.
Выход книг Ямады Футиро совпал со второй волной "ниндзямании" в
Японии. В 50-60-х годах на помощь писателям пришли кино и телевидение
со своими колоссальными возможностями. На экране ниндзя стали летать,
спрыгивать с невероятной высоты, мгновенно исчезать, ходить по воде и
т.д. В начале 60-х бум ниндзя в Японии достиг своего пика. По
телевидению ежедневно шли сериалы о шпионах средневековья, все
кинотеатры показывали фильмы о них. Волна "ниндзямании" захватила
практически все возрастные категории - от пожилых до малышей.
Естественно, что очень многие, насмотревшись фильмов и начитавшись
книг, мечтали научиться нин-дзюцу. А как известно, спрос рождает
предложение. В результате в Японии появились десятки самозванцев,
объявивших себя "хранителями древних традиций". Так "Большой
энциклопедический словарь школ боевых искусств" ("Бугэй рюха
дайдзитэн"), созданный двумя крупнейшими специалистами по истории
бу-дзюцу и будо Вататани Киёси и Ямадой Тадаси и изданный в 1969 году,
к числу "подозрительных" относит такие школы как Ига-рю в исполнении
"17-го патриарха" Ига Сиро Юсая Норихиро (приговор "Бугэй рюха
дайдзитэн" краток, но выразителен: "То, чем он занимается, не превышает
уровня театрального искусства киай и счета в уме"), Курода-рю в
исполнении Мацуо Кэнфу из Йокогамы ("Выдает себя за представителя школы
нин-дзюцу Курода-рю. Является мастером боя железным веером тэссэн и
кусаригама школы Ягю-рю") и другие.
http://istina.rin.ru
|