ВВЕДЕНИЕ:
"Ученик, долго смотрел на учителя и недоумевал, как такой
пожилой человек может выдерживать такие нагрузки. После окончания тренировки он
подошел к наставнику и задал вопрос: "Сенсей, простите, но мне непонятно, как
вам удается выдерживать такой ритм и такие нагрузки, ведь я вдвое моложе вас, а
для меня это тяжелая нагрузка".
Когда древние мастера шелкоделия готовили нить, то им
приходилось много ждать: сперва они упорно кормили гусениц отборной листвой и
ждали, когда гусеницы начинают окукливаться, и создавали особые условия для
коконов, а когда кокон вызревал, они бросали его в чан с горячей водой. Вот тут
наступал очень важный момент. Кокон надо было нагреть до такой степени, чтобы
клейкое вещество, которое держало нить кокона, разрушилось и нить можно было бы
отделить, но при этом нельзя было долго кипятить коконы - иначе нить становилась
хрупкой, плохо поддавалась окрасу и ткань приготовленная из нее быстро
изнашивалась, теряя первозданную структуру и красоту. И только при очень большом
терпении и знании законов развития материи удавалось получить нить, которая
долгое время не теряла первичной структуры и не обесцвечивалась. Любое дело
требует очень хорошей подготовки, и только позднее можно оценить её значение -
нельзя постигнуть искусство, если для этого не подготовлена достойная почва.
Наставник поклонился ученику и покинул "додзе", унося
вместе с собой все те элементы, которые в своей невидимой гармонии создавали
неуловимое, но реальное ощущение соприкосновения с истинным искусством.
Притчи есть притчи, но в её иносказательности скрыта
тщательность и скрупулезность подготовительной работы, которую необходимо
провести прежде, чем ученик переступит порог "нефритного зала искусства".
Подготовка бойцов в боевых искусствах (джиу-джитсу)
основана на трехступенчатой системе. Эта система состоит из подготовки; тела
(его физические качества - сила, быстрота, ловкость, выносливость и т.д.)
техническая подготовка (техника ударов руками, ногами, бросковая техника,
болевые и удушающие приемы и т.д.) разума (тактическая , моральноволевая,
психологическая и т.д.). В этой системе тело бойца определяет его базис или
субстрат, на котором будет строится и совершенствоваться многогранная пирамида
джиу-джитсу. Комбинированная техника джиу-джитсу, применение подручных
предметов, необходимость преодоления больших нагрузок и психоэмоционального
напряжения обязывает уделять этим видам подготовки серьезное внимание. Главный
принцип боевых искусств и джиу-джитсу кроется в следующем: "сан-вадза-тай"
(разум - техника - тело). Когда встречаются развитое тело и развитая техника,
побеждает развитая техника, а когда встречается развитая техника и развитой
разум, то побеждает разум. Это говорит о том, что не физическая сила, не умение
наносить удары и защищаться от них, и не техника играет главную роль в боевых
искусствах, первостепенное значение предается воспитанию разума - т.е. духовному
началу, которое доминирует над физическим и тактическим. Разум, психологическое
состояние бойца играет главенствующее значение при выступлении в соревнованиях.
В основе стратегии поединка лежат следующие факторы; прежде движения -
спокойствие, прежде приложения силы - мягкость и расслабленность, прежде
быстроты действий - неторопливость. В основу принципа джиу-джитсу лег так
называемый принцип недеяния, проповедуемый даосами, так, что техника боя должна
быть следующей; уступая в поединке силе соперника, не сопротивляясь, входить с
ним в контакт и, следуя за его движением, нейтрализовать эту силу и обратить
вспять (против него самого или в пустоту) так что, увязая в податливости, сила
нападающего исчерпывается и достаточно будет небольшого усилия, чтобы повернуть
ее вспять. Подготовка к боевому поединку включает в себя комплекс мер по
выявлению лучших духовных и физических качеств, приобретенных в процессе
тренировок и соединению их в определенный день, час, миг в единый боевой
стержень. Для того чтобы боец был готов к поединку, недостаточно одного
физического и технического багажа. Основой всего боя является психологическое
состояние бойца, его умение контролировать себя, свои эмоции, заглушая в себе
страх, ненависть, злость.
Лодке, плывущей по бурной реке среди мелей, водоворотов и
скал, трудней добраться до места, чем лодке плывущей по тихой воде. НО! Многое
зависит и от лоцмана, ведущего лодку. С хорошим лоцманом, знающем все повороты,
не страшно и в бурной реке. И наша психика играет роль этого лоцмана на реке под
названием боевые искусства. Некоторые школы боевого искусства в основу поединка
ставили психологическую подготовку бойцов, которая вырабатывалась годами одним
из методов - медитации (дзен "созерцание"), другие - путем "силовой"
корректировки психологии бойца. Давлением на страх, специальными физическими
тестами (Этот способ положен в основу боевой подготовки армий всех стран мира).
Самым же разумным, на мой взгляд, является совмещение этих двух путей
подготовки. В основе этих путей стоит аутотренинг. Большинство спортсменов и
тренеров склонны считать одним из важных факторов, обеспечивающих победу в
соревнованиях психологическое состояние спортсмена перед соревнованием.
Педагогические наблюдения, беседы со спортсменами, тренерами, эксперименты на
группах занимающихся и многолетний опыт участия в соревнованиях позволили
выделить отдельные вопросы чрезвычайно важной подготовки. Подавляющее
большинство спортсменов и тренеров весьма смутно представляют себе, что такое
психологическая подготовка, но в то же время широко пользуются различными
методами, обеспечивающими хорошую психологическую готовность к данным
соревнованиям. Наблюдения и беседы позволили сделать вывод, что спортсмены более
интеллектуально развитые, используют большой круг методов и средств в своей
психологической подготовке. Сложилось мнение, что в работе многих тренеров не
существует определенной системы психологической подготовки спортсменов. А работа
по психологической подготовке основана на эмпирических данных, накопленных
самими спортсменами и их тренерами. Так же замечено, что спортсмены, которые по
тем или иным причинам рано обрели самостоятельность, более широко пользуются
различными методами совершенствования своих волевых качеств; смелости,
решительности, самовнушению, они более наблюдательны и выносливы к окружающему
спортивному миру.
Что же такое психологическая подготовка? Основой
спортивного совершенствования издавна считают; физическую, техническую и
теоретическую подготовки спортсменов. В своей совокупности и взаимосвязи они
обеспечивают высокие спортивные результаты. Все эти виды пронизаны
психологическим состоянием, они требуют участия определенных психических
процессов; специализированных восприятий, внимание мышления и т.д. и их высокого
совершенства. Все это вызывает необходимость психологического изучения
спортивной деятельности, а вместе с тем и разработки методических приемов
формирования и развития специфических для нее психических функций.
Наибольших успехов психология спорта добилась в анализе
психологической структуры двигательных навыков, а также в изучении эмоций и
волевых процессов и их специфики в спорте. Стало возможным говорить о
специальной волевой подготовке спортсмена как составной части тренировочного
процесса. Однако волевая подготовка бойца не охватывает всего многообразия
психических функций, важность развития и совершенствования которых все более и
более сознается тренерами и спортсменами, как крайне необходимое условие для
успеха в боевых искусствах. Так возникла новая проблема - психологическая
подготовка спортсмена. Впервые этот термин был предложен на третьем всесоюзном
совещании по психологии спорта в 1960 году кандидатом биологических наук Т.Н.
Гагаевой. Сначала психологическую подготовку понимали как подготовку спортсменов
к предстоящему соревнованию. При этом особое внимание обращалось на воспитание у
бойца способности преодолевать отрицательные эмоциональные состояния,
характеризующие главным образом период соревнований. На формирование у
спортсмена наибольшей готовности к максимальным волевым качествам для
преодоления трудностей, вызывающих в процессе соревновательной борьбы, на
возбуждение активного стремления к победе и в связи с этим создания у него
чувства уверенности в своих силах. В ряде исследований были обоснованы
специальные приемы такой психологической подготовки спортсменов к предстоящему
соревнованию. Однако ведущие работы в этой области 80х гг. показали, что
психологическая подготовка, рассматриваемая только как подготовка к предстоящему
соревнованию, не исчерпывает всех тех возможностей, которые заложены в
применении психологических средств с целью повышения спортивной квалификации.
Было доказано что психологическая подготовка к предстоящему соревнованию
является лишь частью общей психологической подготовка спортсмена. В связи с этим
стали различать в спортивной тренировке два раздела психологической подготовки:
1. Общую психологическую подготовку бойца
2. Психологическую подготовку к предстоящему соревнованию.
Оба эти раздела подготовки органически взаимосвязаны друг с
другом. В связи с этим психологическая подготовка спортсменов обязательно должна
включать в себя средства и методы формирования у них способности сознательно
регулировать свои эмоциональные состояния в условиях соревнований. Спортивные
поединки всегда сопровождаются резко выраженными эмоциональными состояниями. Эти
состояния не должны проходить стихийно, механически подчиняя себе и часто
искажая суть боя, а должны быть под строгим контролем сознания бойца.
Встает задача: нужно обосновать и разработать приемы
сознательного регулирования собственных эмоциональных состояний с помощью
специальных психологических упражнений. В отдельных случаях эмоциональные
состояния могут быть преодолены с помощью аутогенной тренировки. Целью моей
работы является применение упражнений аутогенной тренировки единоборцем.
http://www.djiudjitsu.narod.ru/djdj_024.htm