Различные практики воспитания молодого поколения по
стандартам общества, в котором оно формируется известно с давних пор практически
у всех народов мира! В свою очередь данные стандарты формировались благодаря
существованию сообщества в определённых условиях: географических, климатических,
культурных и исторических и политико-социальных. Примечателен факт, что чем
суровее и жоще были исходные условия существования сообщества, тем изощрённее и
многообразнее были обучающие практики, позволяющие молодой личности выжить в
агрессивной среде! Приобретение необходимых навыков являлось условием самого
существования! Такой подход был практически во всех развивающихся культурах
(например Спарта в Европе). Напротив, благополучные культуры, прошедшие этап
развития и формирования сообщества, создавшие для своих сограждан более
комфортные условия жизни были склонны к постепенной утере таких практик развития
личности вследствие утери их актуальности… Известны и результаты подобных
тенденций: Развивающиеся сообщества рано или поздно выходили на более высокий
уровень организации и завоёвывали для себя место под солнцем, а развитые,
остановившиеся в своём развитии сообщества, деградировали и были уничтожены!
Подобные примеры имеются на всех континентах и во все времена.
Отсюда напрашивается вывод, что для эволюционирования и
развития личности зачастую спартанские агрессивные условия существования
продуктивнее чем комфортные и стабильные. К сожалению в традициях западного мира
военная подготовка и духовно-нравственное самосовершенствование не были сплетены
в единых системах и при переходе к более совершенным формам вооружения были во
многом утеряны! Исключения составляют разве что системы подготовки специальных
служб! На Востоке традиции воспитания воинов и традиции духовно-нравственного
совершенствования издревне шли нога в ногу! Это было обусловлено и особенностями
местных философских дзен-буддийских и даоских философий, ядром которых всегда
являлся принцип самосовершенствования. Поэтому исторически сложилось, что
восточные системы подготовки воинов, монахов, самураев профессионалов всегда
включали в себя принцип развития личности как таковой! Отсюда и традиция
воспитания человека шла с детского возраста и до глубокой старости. Скажем так,
на Востоке данные системы были основой выживания рода, клана, поселения и т.д. в
условиях постоянных междоусобных конфликтов и войн. Также важно, что данные
системы поддерживались философскими взглядами населения и были почитаемы и
уважаемы на данных территориях. Следует отметить также интеграцию в системы
воинской подготовки методик основанных на многовековом опыте внутренних практик
существовавших в эзотерических традициях древнего Востока!
В сегодняшнем мире многое изменилось, Восток и Запад
интегрировались друг в друга, условия жизни стали лучше, человеку не нужно
бороться за выживание физическими методами или постоянно вступать в рукопашную с
представителями криминального мира! Т.е. кроме специальных служб, спрос на
подготовительные воинские системы у населения во многом пропал… В тоже время
налицо определённая физическая деградация городского населения, проживающего в
комфортных условиях и потерявшего ощущение физической угрозы своего
существования! Развивающиеся спортивные системы подготовки молодёжи являются
прекрасным средством физической активности, но, к сожалению, не обладают той
воспитательной и развивающей функцией как некоторые системы восточных
единоборств. В настоящее время системы восточных единоборств и воинских искусств
стали одним из самых эффективных способов формирования гармоничной сильной
личности, способной эффективно взаимодействовать с окружающим миром и чуждой
пагубному влиянию алкогольно-наркотической зависимости на молодое поколение. Так
в чём же секрет эффективности боевых искусств в воспитании личности по сравнению
с другими спортивными дисциплинами или физической культурой?
Среди ответов на этот вопрос могут быть:
1. Модуляция агрессивных сред, способствующих, в процессе
противостояния с условным противником, эволюции личности и поиску новых путей
развития;
2. Формирование психологической устойчивости перед условной
угрозой физического воздействия;
3. Создание конкурентной среды в виде соревновательных
мероприятий для стимулирования более эффективного развития занимающегося;
4. Формирование и использование наиболее эффективных и
естественных траекторий биомеханических движений человека, выработанных в
процессе многолетней практики поколениями адептов боевых искусств;
5. Изучение и использование оптимальных энергетических
потоков для скорейшего восстановления и эффективного воздействия на условного
противника;
6. Воспитание привычки преодолевать сложности и
сопротивление, достигать поставленной цели, вырабатываемое в процессе тренировок
боевыми искусствам;
7. Формирование, развитие и поддержание физической формы и
мышечного каркаса, что является необходимым условием функционирования в среде БИ
и не менее полезно в обычной жизни;
8. Формирование и развитие способности к концентрации в
процессе изучения техник и базовых движений в БИ;
9. Способность использования изменённых состояний сознания,
являющихся ключом ко многим творческим способностям и эффективной оценке
складывающейся ситуации в реальной жизни;
10. Формирование способности качественного функционирования
личности в коллективной среде и в среде лишённой коммуникаций;
11. Использование оптимальных биофизических траекторий
движений в совокупности с позитивными состояниями сознания способствуют
гармонизации физического, энергетического и психологического баланса, что
приводит к общему оздоровлению человека;
12. Формирование уверенности в себе и способности
противостоять внезапной агрессии криминальных элементов угрожающих личной
безопасности и здоровью человека;
13. И, наконец, использование некоторых тренировочных
методик, основанных на естественной актуализации личности, путём создания
личного комплекса техник, двигательных стереотипов и состояний сознания,
свойственных только данной уникальной личности помогает человеку раскрыть свои
внутренние склонности, способности и таланты и эффективно их развивать.
Издревне настоящие мастера и адепты боевых искусств были
почитаемы и уважаемы, за свою способность противостоять физическому нападению,
защитить слабых и за высокий духовно-нравственный уровень. В наше время
прикладное применения данных методик востребовано в основном в профессиональной
среде специальных служб, а среди населения в виде системы физического,
энергетического и духовно-нравственного совершенствования. Основной проблемой в
развитии боевых искусств сегодня есть малый социальный заказ на данную категорию
практик, который имеет тенденцию к возрастанию в периоды войн или вооружённых
конфликтов или в среде с плохой криминогенной обстановкой! В благополучных
обществах спрос на БИ падает! В этой связи для поддержания и развития традиций и
для качественного использования потенциала данных систем возрастает
необходимость в информировании населения о качественной стороне и пользы от
данного вида практик… Примечателен опыт стран Азии, где многие оспортивненные
направления БИ внесены в школьные и университетские программы обучения!
http://combat-jujutsu.kiev.ua/interview.html