Азата Анка (учитель Фунакоши) говорил – «одного ученика надо обучать
против его силы и характера. Если ему преподавать неправильно,
ошибочно, непоследовательно, без знания методики, то это потеря времени
для твоего ученика и пустая трата времени для учителя».
Цель – воспитание ученика при этом, не причиняя вреда его здоровью (физическому и психологическому).
В настоящее время существует много учителей, которые не понимают
сущности боевых искусств, а также есть большое количество тренеров,
которые не понимают сущности спортивных единоборств.
Спортивные единоборства предполагают знание методики тренировки, для
каждого соревновательного этапа. Не знание этого становится опасным для
спортсменов; это своего рода постоянный эксперимент с учениками,
который приводит к травмам, психологической деформации спортсменов.
Одной из проблем боевых искусств является то, что многие делают на этом
«бизнес»: создают собственные стили, покупают и продают дипломы и даны.
Многие считают, что даны и ученические степени приравниваются к званию
мастера спорта, кандидата в мастера и т.п. Но это не так. В серьезных
боевых искусствах эти звания отсутствуют. В спортивных единоборствах
спортсмены в возрасте до 30 лет могут иметь 4-5 дан. Однако это не
соответствует уровню их технического мастерства, их психологии.
Спортивные единоборства предполагают наличие определенных правил, по
которым происходит схватки и поединки, а также наличие судей. Но при
этом часть этих людей (как тренеров, так и судей) никогда не дрались по
настоящему. В спортивных единоборствах есть временные ограничения
поединков, а когда дерешься за свою жизнь - такого лимита нет, драка
короткая (это имело место в древней Японии – когда дрались самураи за
свою жизнь, то бой был короткий). Как правило, драка, в отличии от
спортивного поединка предполагает 99% внезапности.
Для боевых искусств характерна постоянная подготовленность человека к
неожиданным ситуациям, он всегда хладнокровен и собран.
Боевые искусства придерживаются позиции, согласно которой каждая эпоха
несет в себе что-то новое, но при этом необходимо помнить и старое.
Боевые искусства ориентированы на настоящее, это предполагает
использование того оружия, которое отвечает требованиям настоящего
времени.
Многие не знают где начинается и где заканчивается как спортивное единоборство, так и боевое искусство.
Люди, которые занимаются спортивными единоборствами – как правило
романтики. У них отсутствует адекватное, осмысленное понимание
реальности. Поэтому учитель должен готовить их к реальности.
Для спортивных единоборств главное результат – медали, кубки, грамоты,
материальное вознаграждение. Цель боевых искусств – развитие
способностей преодолеть различные экстремальные жизненные ситуации.
Будо – исходит из личного опыта людей, которые пережили различные
экстремальные, трудные жизненные ситуации. Будо предполагает восприятие
и старого и нового, но при этом всегда ориентацию на настоящий момент
времени. «Прошлый опыт не надоумит что делать, но подскажет чего
избегать» (Х.О-и-Гассет).
Спортивные единоборства – формируют спортивный характер, но не
формируют тот характер, который необходим для преодоления жизненных
трудностей.
Бизнес (зарабатывание денег и т.п.) является одной из составляющих
спортивных единоборств. Часть людей, которые занимаются спортивными
единоборствами – как правило, не реализовавшиеся в жизни. Они не
понимают, что их ученики через 10-15 лет поймут, что они зря теряли
время.
Занятия спортивными единоборствами имеют свой положительный момент. Он
заключается в том, что занятия спортом компенсируют многие девиантные
формы поведения (алкоголь, наркотики, табакокурение), дат возможность
отреагировать свою агрессию в социально приемлемой и желаемой форме.
После окончания соревновательного возраста многие спортсмены уходят из
спортивных единоборств. У многих из них образуется «экзистенциальный
вакуум» - потеря смысла жизни, отсутствие перспектив. Им сложно
приспособиться к «нормальной» жизни.
«Лучше, если у нас будут и светлые перспективы, и добрые воспоминания, и сиюминутные наслаждения» (Ф.Зимбардо)
Жизнь наряду со спортом также имеет соревнования, которые отличаются от
спортивных, и которым не готовят занятия спортом. Получается так, что в
жизни спорт начинает мешать (особенно когда человек сталкивается с
трудностями повседневной жизни).
Занятия спортивными единоборствами предполагает травмы, но при этом не
происходит психологическая, духовная закалка человека.
Компетентность тренера в спортивных единоборствах также является одной
из проблем. Она связана с тем, что не каждый тренер обладает
достаточными знаниями и умениями в области педагогики, психологии,
физиологии, не владеет методикой построения тренировок.
Необходимо отличать спортивные даны и даны, которые присуждаются в боевых искусствах.
Некомпетентность опасна и в спортивных единоборствах, и боевых
искусствах. Техники спортивных единоборств и боевых искусств начинают
применяться сотрудниками силовых ведомств. Некомпетентность
преподавателей может привести к большим потерям среди личного состава.
Одной из проблем боевых искусств является – разрыв поколений. Это
приводит к вакууму, неправильному представлению об искусстве боя,
подготовки к нему, а не к спортивному поединку.
Отличие спортивных единоборств от боевых искусств заключается в том,
что они находятся на разных полюсах. Это разные пути. «Всякий путь
человека прям в глазах его» (Притчи Соломона).
Нельзя против вооруженного человека противопоставить использование рук или ног. Оружие – только против оружия.
В спортивном зале есть правила, корректность соперников относительно
друг друга, тогда как на улице – в драке этого нет.
Цель боевых искусств – формирование характера, развитие индивидуальных
моральных, этических качеств. Люди, занимающиеся боевыми искусствами –
достаточно независимы и автономны. Все это идет через боль (в широком
понимании этого слова). Восточная мудрость гласит: - «Боль учит
мудрости».
Для спортивных единоборств характерна боль физическая, не
психологическая, связанная с необходимостью выбора, ответственностью,
жертвенностью человека.
Боевые искусства предполагают овладение использованием оружия.
В боевых искусствах нельзя «перепрыгнуть» через время. В них есть путь
между внутренним и внешним. Для познания этого нужно развивать
интуицию. Интуиция – «шестое чувство» позволяет прогнозировать события.
В спортивных единоборствах интуиция отсутствует.
Главное отличие спортивных единоборств от боевых искусств – специфика
понимания жизни и окружающего мира. Спортсмен живет в иллюзорном мире
наград – грамот, кубков, медалей, материальных вознаграждений. Все это
не соответствует реальной жизни. «В мире – если смотреть на мир как мы
его знаем, эмпирически, реально, - в нем нет причин чтобы человеку быть
добрым, честным» (М.К.Мамардашвили).
В современном мире достаточно мало людей которые преподают боевые
искусства, а не спортивные единоборства – в которых сливается политика,
бизнес, различные правила и игры.
Одна из главных целей которые преследуют боевые искусства – уцелеть в
жизни, независимо от той деятельности которой занимается человек, а не
обязательно стать сверх человеком, суперменом.
Автор: Явор Дянков
Перевод: Сергей Духновский
|