Загружаем страницу...
Сергей Иванов-Катанский - 29 Марта 2008 - Мир спорта
Главная Онлайн игры Онлайн тесты Фотоальбомы Форум Гостевая книга Топ сайтов Заработай на сайте





ОНЛАЙН НОВОСТИ
Категории раздела
История джиу-джитсу [61]
Методические материалы [3]
Техника джиу-джитсу [40]
Лекции о джиу-джитсу [4]
Спортивные мероприятия [6]
Спортивное видео [9]
Картинки, юмор, приколы [12]
Правила соревнований [29]
Новости Сковородино [3]
Новости спорта [53]
Великие мастера [5]
Боевые искусства сегодня [5]
Боевые искусства Востока [3]
Боевые искусства славян [2]
Боевые искусства Европы и Америки [2]
Искусство самообороны [2]
Путь Воина [2]
Интересные факты [2]
Разное [243]
Общие принципы джиу-джитсу [3]
Учебно-боевые комплексы, основанные на базовых боевых элементах - ката [0]
Документальные фильмы [86]
Видео тренировок бойцов К-1 [6]
Мир Киокушинкай [0]
Новости футбола [3]
ОНЛАЙН новости [17]
ОНЛАЙН передачи [7]
ОНЛАЙН Итальянская Серия А [8]
ОНЛАЙН теннис [19]
ОНЛАЙН футбол [11]
ОНЛАЙН Испанская Примера [4]
ОНЛАЙН Формула 1 [4]
ОНЛАЙН хоккей [25]
ОНЛАЙН бокс [5]
ОНЛАЙН баскетбол [10]
ОНЛАЙН Английская Премьер-Лига [5]
ОНЛАЙН Немецкая Бундеслига [1]
ОНЛАЙН Французская Лига 1 [2]
ОНЛАЙН Товарищеские Матчи [2]
ОНЛАЙН Интересные факты [1]
ОНЛАЙН авто [2]
Сочи-2014 [3]
Лыжные гонки [1]
Биатлон [1]
Добавь в закладки

Добавь сайт в закладки

Нажми на клавиатуре Ctrl+D или нажми Добавить
Наш опрос
Как часто Вы бываете на этом портале?

Архив
Результаты
Всего голосовало: 12
Статистика

Пользователей всего: 341
Материалов всего [?]: 1122 +
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Гости сайта Пользователи


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Подробно
Онлайн
Главная » 2008 » Март » 29 » Сергей Иванов-Катанский
18:24
Сергей Иванов-Катанский

Литературный анализ истории развития джиу-джитсу в России - начало
В конце 19 и начале 20 веков страна Восходящего солнца переживала бурное начало капитализма. Это время ознаменовалось закатом эпохи благородного сословия самураев и началом расцвета буржуазии.
Многие японские дворянские семьи постигла незавидная участь, их духовные ценности рушились на глазах, и они оказывались в удручающем состоянии. Правительство запретило носить традиционные прически и мечи, обозначавшие окружающим принадлежность к воинской касте. Вперед вырывалось когда-то презренное четвертое сословие торговцев, изучение кодекса "Бусидо" уступило свое место занятиям по основам экономики.
Проявление доблести, бесстрашия и мужества померкло перед искусством зарабатывать деньги и обогащаться. Изучение боевых искусств провозглашалось варварским и диким средневековьем. Естественно, что многие семьи, традиционно зарабатывающие себе на жизнь ударами меча или преподаванием различных видов единоборств, не успевали адаптироваться к новым условиям жизни. Одни из них разорялись и заканчивали свою жизнь традиционным самоубийством, другие переходили в разряд ремесленников, торговцев, костоправов. Третьи, не найдя себе применения в своей стране - уезжали за рубеж и открывали центры джиу-джитсу.
Неизвестный и таинственный вид восточного единоборства стал быстро внедряться в американский и европейский шоу-бизнес и постепенно завоевывать популярность в среде обывателей.
Предприимчивые менеджеры в качестве пропаганды старались через печать раздуть неотразимый стиль японских приемов и неуязвимость их исполнителей, устраивались показательные выступления за денежные вознаграждения. В скором времени рекламная компания оправдала себя с лихвой. Появились ассоциации любителей джиу-джитсу. Под европейский менталитет были разработаны правила участия в соревнованиях и форма одежды участников: куртка с короткими рукавами, подпоясанная поясом, трусы (обтягивающее трико) и ботинки на мягкой подошве. Поединки договорились проводить на привычных мягких (эластичных) матах. (См., например, "Спортивные правила Всегерманского союза по джиу-джитсу 1928 года").
Японцам было выгодно культивировать за рубежом свой вид единоборства по многим причинам. С его помощью не только зарабатывали деньги учителя, не нашедшие себе применения в своей стране, через целенаправленную экспансию японской культуры шел захват рынков товаров, велась военная разведка и промышленный шпионаж.
Особый интерес к джиу-джитсу появился в России после поражения ее в войне 1904-1905 гг. В 1905 году "товариществом И.Д. Сытина" была выпущена книга под названием, которое говорило само за себя "Физическое воспитание у японцев. Система упражнения, диеты и образа жизни вообще, которое сделало этот народ самым здоровым, крепким и жизнерадостным на свете".
Следом за этой книгой для нужд правоохранительных органов была опубликована работа капитана полиции Демерта под названием "33 боевых приема нападения, обороны и обезоруживания по японской системе джиу-джитсу".
Далее в 1910 году в российской печати появилась книга Ирвина Гангока "Джиуджитсу. Японская наука о здоровом человеке. Метод укрепления тела и атлетические приемы японцев" и книга профессора Кара Ашикага "Жиу-Житсу. Полный общедоступный учебник физического развития и приемы самозащиты по известно японской системе жиу-житсу".
Как мы можем прочитать, даны различные написания названия этого единоборства. Но, как ни странно, ни одно из них не верное. "Единственно правильное чтение, соответствующее действительному понятию двух приведенных выше иероглифов, надо транскрибировать по-русски: "дзюу-дзюцу", а не "джиу-джицу", потому что джиу-джицу ни в какой мере не соответствует произношению японцев, в языке которых нет звука "ж", равно как нет и других шипящих звуков, свойственных русскому языку. Начертание джиу-джицу перенесено в русскую литературу из западноевропейских источников (французского, немецкого и английского языков), в которых чтение приведенных иероглифов транскрибируется латинским алфавитом, обычно jiu-jitsu, djiu-djitsu или ju-jitsu.
Русские переводчики европейских языков, не знакомые с японским языком, транскрибировали это слово по-русски - джиу-джицу, что совершенно не соответствует ни чтению иероглифов, ни действительному названию самой системы. Слово "дзюу-до" имеет первым иероглифом тот же иероглиф, что и в "дзюу-дзюцу", второй же иероглиф (до) имеет значение "путь", "дорога". В сочетании эти два иероглифа образуют понятие: путь к гибкости, путь к эластичности, путь к мягкости (в смысле гибкости и эластичности). Под словом "путь" или "дорога" подразумевается процесс учебы, который должен привести человека к гибкости и. укрепле-нию его психофизических качеств" (В.С. Ощепков. "Дзюу-до" (Сборник материалов по учебным дисциплинам, ГЦИФК 1932-33 уч. г., ОГИЗ-"Физкультура и туризм", Москва, 1934).
Книги близки друг другу не только по содержанию и изложению технических действий, но еще роднит их необычная форма одежды, надетая на участниках и изображенная на иллюстрациях. Мы видим не привычное современное спортивное кимоно, а куртку с рукавами до локтей, штаны до колен, которые можно назвать трусами (или трико), наличие мягкой обуви (или ее отсутствие).
Не удивляйтесь, такая одежда для борьбы была у японцев. Затем, изрядно ободрав локти и колена о жесткое татами, они приняли за основу одежды для борьбы - европейский костюм, удлинив рукава и начали использовать штаны.
В 1915 году была напечатана книга И.В. Лебедева "Самооборона и арест", в основу которой легла все та же пресловутая система джиу-джитсу.
М.Н.Лукашев в журнале "БИП"№2 за 1996 год пишет: "Грянувшие всего через два года великие революционные потрясения смели царскую полицию и погребли в полной безызвестности скромные, но полезные начинания "профессора" атлетики. И уже при советской власти В.А. Спиридонову придется заново и значительно более результативно пройти по тому же пути, который пытался проторить его предшественник".
Но это не совсем так. В книгах Лебедева и Спиридонова было много общего: написаны они были для использования сотрудниками правоохранительных органов и предназначались для борьбы с нарушителями общественного спокойствия, даже демонстраторы технических действий изображены на иллюстрациях в военной форме и в основу положено то же самое джиу-джитсу, усиленное приемами французской и вольно-американской борьбы.
В упомянутой статье Лукашев пишет, что "всего Лебедевым было описано полсотни приемов: три десятка из джиу-джитсу и полтора - из французской". А куда девались еще пять приемов?
В материалах работы комиссии по разбору вопроса, связанного с обвинением Спиридонова автора книги "Курс самозащиты без оружия "самбо"" Волкова в плагиате, в протоколе №3 мы можем прочитать высказывание В.А. Спиридонова: "Мною разработаны и применялись на практике 55 приемов самбо". А в итоге, в своем труде "Самозащита без оружия" 1933 года в 20-часовой программе у него осталось 19 приемов джиу-джитсу.
В системах Лебедева и Спиридонова было примерно одинаковое количество технических действий. Но дело даже не столько в количестве, а сколько в качестве исполнения приемов и той смысловой нагрузке, которую они несут.
Наверняка Спиридонов был умным и добросовестным работником. Он, создавая свою систему методом проб и ошибок, все же не имел достаточной квалификации в области единоборств. Именно поэтому демонстрация приемов в его руководствах проводится на нем его учеником.
В отличие от Спиридонова И.В. Лебедев был борцом-профессионалом и арбитром, общался с лучшими борцами своего времени. Так, на иллюстрациях своей книги он лично демонстрирует, как правильно нужно исполнять технические действия. Таким образом, говорить о "большей результативности" деятельности В.А. Спиридонова по отношению к Лебедеву нет оснований. Но, как бы то ни было, предложенные ими руководства по самозащите были в России в числе первых для "спецслужб", они так или иначе работали, давали свой результат.
Не меньший интерес представляет руководство под названием "Самозащита без оружия (джиу-джитсу) и ее применение в целях обороны рабоче-крестьянской милицией УССР", вышедшая в 1928 году. Одним из авторов, написавших предисловие к этой книжке, был А.И. Буценко, который возглавлял Высший совет физической культуры Украины.
Большие партийные "боссы" на Украине понимали, что для поддержания правопорядка в республике, сотрудники органов безопасности должны владеть приемами боевой системы самозащиты. Но где ее взять, если все новации в этой области находились на стадии зарождения? Пришлось обратиться к старому проверенному джиу-джитсу и перевести одну из лучших того времени книг немецкого автора Эриха Рана "Невидимое оружие". Ответственные работники печати понимали, что ставить на обложку имя представителя буржуазной страны, который дает советы по самозащите нашей доблестной советской милиции - аполитично. Поэтому имя его просто "упустили", а А.И. Буценко без претензий на авторство доходчиво изложил читателям, для чего система джиу-джитсу предназначена, и как ее использовать в целях классовой борьбы.
Пиратски опубликованная книга Э. Рана не только интересна изложенными в ней боевыми и спортивными техническими действиями и методами физического совершенствования, но и своими иллюстрациями, на которых изображена одежда представителя джиу-джитсу начала 20 годов XX столетия. Она идентична экипировке учеников Спиридонова, которые занимались по той же системе джиу-джитсу.
В связи с этим кажется необъективной логика рассуждений М.Н. Лукашева, который в своей статье "Неугаданный автор" обвиняет Анатолия Аркадьевича Харлампиева, что тот приписал авторство уже упомянутой книги по джиу-джитсу А.И. Буценко с целью "раздувания" своего авторитета. В этом не было смысла. А.А. Харлампиев джиу-джитсу не занимался, а авторитет его, особенно в послевоенные годы, был и без этого на достаточной высоте.
Анатолий Аркадьевич, работая над своей книгой "Борьба самбо" (1964 г.) проводил в ней небольшой литературный обзор. В учебном пособии "Самозащита без оружия" первой стояла фамилия "Буценко". Поэтому, включать, хотя и хорошую, но безымянную работу в библиографический список трудов по рукопашному бою, он не хотел. А потому и сослался на Буценко, не как на автора, а как на своеобразного цензора, одобрившего эту работу к печати.
Излюбленной литературной темой у М.Н. Лукашева является его навязчивая теория о происхождении спортивной борьбы самбо из джиу-джитсу и дзюдо, а не из оригинальной борьбы вольного стиля, утвержденной в 1938 году ВКФКиС. Но приведем цитату из пособия Р. Школьникова "Борьба вольного стиля" 1940 года (кстати, мнение которого для своих доказательств тоже пытается использовать М.Н. Лукашев): "Нередко в практике смешивают борьбу вольного стиля с системами "Дзюу-до" и "Джиу-Джитсу". Борьба вольного стиля с комплексом приемов "Джиу-Джитсу" по сути своей ничего общего не имеет, и лишь некоторые приемы имеют внешнее сходство. В России "Джиу-Джитсу" начала культивироваться в девятисотых годах, в Петербургской полиции, как комплекс приемов. Никакого спортивного содержания "Джиу-Джитсу" не имела и борьбой не являлась". И далее: "С каждым годом распространение "Дзюу-до" в чистом виде уменьшается, и в противовес ему развивается новая система борьбы - борьба вольного стиля, которая в значительной степени состоит из приемов национальных видов борьбы".
Излагая свое видение истории, М.Н. Лукашев видит только то, что созвучно его теории, доказывая которую, он с необыкновенным упорством использует, с одной стороны, в качестве своеобразных доказательств и ничем не подтвержденных выводов необоснованные нападки на жизнь и деятельность Анатолия Харлампиева, внесшего значительный вклад в дело создания и развития спортивной борьбы самбо, а с другой - замалчивает высказывания современников, зафиксированные в публикациях того времени.
Уважаемые читатели! Мы не случайно стали публиковать книги - литературные памятники по самозащите из библиотек А.А. Харлампиева, В. Ковалева, С. Иванова-Катанского, опубликованные в России и СССР в начале прошлого века и давать свои комментарии к ним. Основная цель - возвести плотину против демагогии некоторых историков путем предоставления возможности вам ознакомиться с трудами авторов первоисточников, знание которых закрывает доступ любителям "литературных находок" к искажению подлинных исторических событий и фактов.
БИП №4/2003
САМБО: мифы и реальность
Литературный анализ исторических материалов о несостоятельностигипотезы о японских корнях спортивной борьбы самбо.
После смерти А.А. Харлампиева (1979 г.) появился целый ряд статей, порочащих его имя и профессиональные способности. Промежуточной щелью являлось обвинение его в плагиате - присвоении себе первенства создания национального советского вида спорта - спортивной борьбы самбо. Основной же целью подобных публикаций является желание убедить читателя в "японских корнях нашей вольной борьбы в одежде", т е. спортивной борьбы самбо.
Интересен тот факт, что сам Анатолий Аркадьевич это про себя нигде не писал и не говорил. А тот, кто его обвиняет, при его же жизни написал следующие строки: "Харлампиев стал основоположником нового вида спорта - борьбы самбо (самозащита без оружия), которая имеет серьезное прикладное значение в деятельности чекистов, пограничников, милиции и десантных войск. В то же время, рожденный в Советском Союзе, увлекательный вид спорта вызывает большой интерес за рубежом и завоевывает международное признание... Трудно представить, в каких условиях Харлампиев создает свои ценнейшие книги... У Харлампиева, правда, очень "неудобный" характер..." - пишет Михаил Лукашев в Московский комитет КПСС 25 декабря 1970 года.
Распространяя легенду о плагиате, М. Лукашев пытается убедить читателя и в том, что Анатолий Харлампиев помимо этого утаивал, а его сын - Александр и в настоящее время продолжает утаивать от общественности, если не библиотеку Ивана Грозного, то чемоданы с рукописями Василия Сергеевича Ощепкова - учителя Анатолия Аркадьевича. По журналистки активизируя внимание читателей и формируя общественное мнение, М. Лукашев приводит сплетни неназываемых им поименно лиц о доносе на своего учителя и реквизиции Анатолием Аркадьевичем после ареста архива Василия Сергеевича у его жены. Насчет открытости архива семьи Харлампиевых можно прочитать на странице 19 журнала "Додзе" (№4, 2002): "Нас сильно постращали Александром Анатольевичем, дескать, человек он тяжелый в общении, нетерпимый... Но все оказалось не так, как нам предсказывали!" Догадавшись, кто это там предсказывал, я, в свою очередь, смог убедиться в том, что все материалы на полках, а не в чемоданах, с ними можно не только знакомиться, но и работать - доказательством этого явятся последующие строки. Мне же хочется задать вопрос М. Лукашеву: если перед Вами закрывались двери архива семьи Харлампиева, то каким образом у Вас оказались материалы, приведенные в качестве иллюстраций в Ваших публикациях: "Неугаданный автор" - БИП; №7-8,1996, стр. 34; "Феномен украинского самбо" - "Самбо России" БИП №3-4,1999, стр. 31; "Юбилейная ошибочка" - "Додзе", №3, 2002, стр. 22; "Сотворение самбо" - "Будо-спорт", 2003, стр. 37 и стр. 80 ? Я видел эти материалы и могу подтвердить - совпадают даже пятна, появившиеся в результате пользования книгами и фотографиями.
Раскройте секрет. Михаил Николаевич! Каким образом указанные материалы появились у Вас, учитывая то, что они были опубликованы после 1979 года, т. е. после смерти Анатолия Харлампиева, а при жизни давшего дарственную Вам на своей книге, и это Вы приводите в "Сотворении самбо". Мне же позволительно предположить следующее: или Вам предоставлял возможность переснять материалы сам Анатолий Харлампиев, или сидящий на чемоданах с документами его сын, или эти материалы похищены "третьими лицами" - тогда становится понятным, почему Вы не указываете в своих публикациях, что они из архива Харлампиева...
Что касается неких "секретных записок" Ощепкова, которые были "реквизированы" Анатолием Аркадьевичем после ареста Василия Сергеевича у его жены, то я их видел и читал. Это три школьные тетрадки серого цвета с изображением вождя мирового пролетариата по 12 страниц рукописного текста каждая. Единственная их ценность в том, что они написаны рукой большого мастера - первого и лучшего преподавателя дзюдо в России.
Если в них кто-нибудь найдет секретные методики по совершенствованию борьбы в одежде или описания каких-либо новых приемов, то я буду этому очень рад. Все они скоро будут опубликованы, и читатели с ними ознакомятся лично.
А пока первый шаг Александром Харлампиевым уже сделан. Им выпущен Сборник материалов и документов (1933-1944гг), который выбивает почву из-под ног у создателей подобных мифов.
Попробуем на основе различных документов методической и популярной литературы проанализировать деятельность ряда исторических лиц ХХ столетия, посвятивших себя развитию самозащиты и спортивной борьбы, как в Советском Союзе, так и за рубежом.
Начнем с Дэигаро Кано, имя которого неразрывно связано с таким единоборством как дзюдо.
Во время учебы в университете он осваивал джиу-джитсу под руководством трех мастеров этого единоборства. А также, параллельно, посещал занятия по сумо и изучал всю доступную ему литературу по различным видам борьбы.
В качестве его первого учителя упоминается Фукуда Хати-косуке. Он был мастером школы тендэинсинье-рю. Технический арсенал его школы составили 100 приемов ударно-бросковой техники.
Вторым его учителем был Исе Масатомо, который славился как большой мастер рандори и ката.
После смерти Масатомо, Д. Кано стал учиться у мастера школы киторю - Иикубо. Основу его технического арсенала составляли удушающие, болевые и сковывающие приемы.
После получения диплома о высшем образовании он профессионально занялся преподавательской работой и при монастыре Эйседзи на основе полученных знаний он открыл свою школу "Кодокан-дзюдо", которой еще долго предстояло доказывать свою самостоятельность. Как в Японии, так и во всем мире мы не встретим обвинений Дзигаро Кано в плагиате, на основании того, что он перенял и использует технику своих учителей в личных интересах.
Как и Д. Кано, Анатолий Харлампиев не только перенимал технику, а создавал систему физического и духовного воспитания молодого поколения своем многонациональной страны, приобщая молодежь к национальным и гражданским традициям согласно со своей эпохой и духом времени.
Теперь перейдем к русскому ученику Дзигаро Кано - Василию Сергеевичу Ощепкову, который, в свою очередь, стал учителем для Анатолия Харлампиева, но не будем делать скоропалительных выводов и утверждений, что спортивная борьба "самбо - так сказать, младший братец дзюдо".
В начале прочитаем, что пишет сам Василий Сергеевич в своей работе "Дзюу-до" ("Сборник материалов по учебным дисциплинам ГЦИФК 1932-1933 уч. г., Москва, ОГИЗ "Физкультура и туризм, 1934): "В 1914 г. впервые в России мною был создан любительский кружок изучения спортивной дзюу-до во Владивостоке. В кружке занималось около 50 человек, преимущественно учащаяся молодежь. Сюда приходили тренироваться и японцы, проживавшие во Владивостоке. Кружок существовал до 1920 г. В 1925 г. мною были проведены во Владивостоке 3-месячные курсы среди советских инструкторов физкультуры. В 1928 году под моим руководством дзюу-до изучалась в Новосибирске в "Динамо", в школе милиции и в штабе Сибирского военного округа. В 1930,31,32 и 33 гг. работа по дзюу-до развертывается мною в Москве в ЦДКА, ГЦИФК, ЦВШ р.-к. милиции и в некоторых воинских частях РККА".
В полном согласии со словами Василия Сергеевича М. Лукашев пишет: "Вскоре Ощепкова вызывают в Москву для создания армейского руководства по рукопашному бою. И в столице он вновь разворачивает кипучую деятельность: организует при ЦДКА очередной кружок дзюдо, включавший в себя также женскую группу проводит семинар для будущих инструкторов дзюдо - преподавателей физвоспитания, собравшихся со всего Советского Союза, разрабатывает нормы по дзюдо для ГТО - ступени, проводит 6-ти месячные курсы по линии ВЦСПС преподает в Центральной высшей школе милиции и организует в ней клуб дзюдо и т. д. Но самым главным было, конечно, преподавание дзюдо в Государственном центральном институте физической культуры (ГЦИФК) с 1930 года в качестве факультатива, а затем в 1932 году как обязательного предмета. В 30-е годы он проводит также целый ряд соревнований по дзюдо, в том числе и первенство Москвы. Наконец, в 1936 году была создана Всесоюзная секция, т. е. Федерация дзюдо, председателем которой был избран В.С. Ощепков" ("Додзе", №3, 2002).
Из только что приведенных цитат мы видим, что Василий Сергеевич Ощепков постоянно пропагандировал излюбленную им японскую систему единоборства дзюдо. Кстати, об этом мы можем прочитать и в других публикациях, вышедших при жизни В.С. Ощепкова, но нигде мы не встретим упоминания о том, что дзюдо, будучи по сути борьбой вольного стиля, "мутирует" в некое новое спортивное единоборство - ставшее впоследствии спортивной борьбой самбо, у истоков создания которой, по утверждению М. Лукашева, якобы стоял Ощепков.
Впервые термин "советская борьба вольного стиля" (более поздние названия данного спортивного единоборства - борьба вольного стиля, борьба самбо) с изложение основ, систематики и терминологии прозвучал в докладе Анатолия Харлампиева на проходившей в 1938 году 1-й Всесоюзной научно-методической конференции.
Никоим образом не проводя параллель между содержанием и названиями отечественной вольной борьбы, японской дзюдо и вольно-американской борьбы, Н. Галковский (ученик В.С. Ощепкова) уточняет: "За последние 10 лет в нашей стране получила большое распространение так называемая вольная борьба. Она сложилась на основе приемов национальных видов борьбы, распространенной в наших республиках (публикация "Вольно-американская борьба", 1944 год).
Выходит, Харлампиев понятие "борьба вольного стиля" ни у кого не заимствовал.
Может быть, Харлампиев украл у учителя систематику, правила, экипировку или покрытие для проведения единоборства (ковер)?
Рассмотрим эти вопросы.
В своей самой большой работе "Дзюу-до", опубликованной в Сборнике материалов по учебным дисциплинам ГЦИФК за 1933-34 уч. г., Ощепков, систематизируя свой материал, поделил его на три части: раздел борьбы невооруженных стоя и лежа (12 приемов стоя и 8 - лежа), раздел борьбы вооруженного против невооруженного (8 приемов) и раздел борьбы вооруженного против вооруженного (2 приема).
Принцип такого разделения логичен. Но все же, это не было фундаментальным трудом с описанием какой-либо системы борьбы. Даже поверхностный просмотр приведенных иллюстраций показывает, что содержание конспекта преподавателя Ощепкова очень похоже на современные пособия для дружинников или наставления для армейских подразделений, но не как не на спортивное единоборство. Изучение пяти бросков и восьми приемов в положении лежа борьбы дзюдо не может послужить основой для создания, развития и совершенствования спортивной борьбы самбо. К тому же работа имела смешанную с японской терминологию.
Систематизация элементов борьбы вольного стиля, связанная непосредственно с новой соответствующей терминологией, предложенная Анатолием Аркадьевичем Харлампиевым на 1-й Всесоюзной научно-методической конференции в 1938 была революционной, в нее была заложена тенденция к постоянному развитию (совершенствованию) в различных областях борьбы: технике, методике, тактике и т. д. Зная алгоритмы, можно было конструировать (разрабатывать) новые технические действия, создавать многолетнюю развернутую программу обучения.
Привожу цитату из выступления участника конференции Ларионова (ученик ученика В.С. Ощепкова): "Я внимательно слушал объяснения т. Харлампиева, и начали открываться глаза. Четыре года мы работаем по борьбе, и четыре года представляется мне как работа очень кустарная и научно очень примитивная. Если бы эта схема была у каждого работника по данному виду спорта, имелся стимул к более творческому пути и не только у тренера, но и у членов коллектива. Чем больше мы будем "мариновать" этот материал, тем большее преступление мы на себя возьмем. У меня будут такие конкретные предложения. Во-первых, официально зафиксировать авторство создания таблиц систематики советской борьбы вольного стиля за т.Харлампиевым"...
Решением 1-й Всесоюзной конференции за Харлампиевым было зафиксировано авторство систематики и терминологии и в ближайшие дни после окончания конференции подготовлена классификация.
Я взял на себя труд подсчитать количество печатных листов. Каким же образом и что мог похитить Анатолий Харлампиев у своего учителя, если все публикации Ощепкова (даже с учетом разработки правил по "дзюу-до" в составе "бригады" в 1933 году) составляют 4 печ. листа, а первый учебник его ученика, вышедший в 1949 году - 11,5 печ. листов?
Где же логика? Ведь первенство при таком элементарном сравнении остается за Харлампиевым. Главное же - их работы по содержанию и иллюстрациям имеют принципиальные отличия.
К вопросу о плагиате. Идеи, впервые высказанные Анатолием Харлампиевым на конференции, в дальнейшем использовались многими, например Н. Галковским, А. Катулиным, Н. Чионовым, Н. Сорокиным ("Борьба", "Физкультура и спорт", 1952; "Борьба классическая и вольная. Классификация, термино-логия и систематика", "Физкультура и спорт", 1953; "О классификации и терминологии приемов спортивной борьбы", "Теория и практика физической культуры", №4,1953), но без ссылок на приоритет Анатолия Харлампиева в отношении систематики, терминологии и классификации. Перейдем к рассмотрению существовавшей в то время экипировке у дзюдоистов в Российской федерации в начале 30-х годов.
М. Лукашев в одной из своих статей пишет, что в 1932 году с подачи В.С. Ощепкова в московском институте физкультуры был проведен конкурс на лучший костюм для борьбы в одежде, который выиграл Роман Школьников. Тренерский совет института признал его куртку специального покроя и легкие ботинки со специальными предохранительными накладками на лодыжки и основание большого пальца лучшими для борьбы в одежде.
Но самое интересное, что в то время заведующим кафедрой "Защита и нападение", на которой работал преподавателем В.С. Ощепков, был Аркадий Георгиевич Харлампиев - отец Анатолия Харлампиева, и это мероприятие должно было быть известно представителям фамилии Харлампиевых. Но, как известно, мода меняется и современные самбисткие куртки по покрою и плетению очень напоминают японское кимоно.
Вернемся опять в Японию. По свидетельству Иосагаи Хадзиме (мастера дзюдо начала прошлого века) костюмы японских борцов состояли из тренировочной куртки с рукавами до локтей и штанов, не закрывающих колени. Такая одежда не защищала тела при падении на татами (маты сделанные из рисовой соломы), и занимающиеся получали многочисленные повреждения кожи, к тому же эта одежда не позволяла проводить отдельные технические действия. Поэтому квалифицированная комиссия Бутокукай постановила: взять за основу модель европейского костюма, т. е. удлинить рукава до запястий, а штаны сделать длиннее колен на 9см. На одежде были предусмотрены дополнительные накладки в местах наибольшего соприкосновения с татами.
А теперь заглянем в параграф 21 Спортивных правил Всегерманского союза по джиу-джитсу (1928 г.): "Одежда участников должна быть следующая: белая кофта (тужурка) без пуговиц, но с поясом из того же материала и того же цвета, пояс завязывается без пряжки. Черные брюки или черное трико и черные мягкие туфли из материи или мягкой кожи без жесткой подошвы, каблуков, пряжек и пуговиц. Наколенники или локтевые бандажи могут быть одеты участниками. Каждый участник должен одеть суспинзарий одноцветный с брюками".
"§ 20. Все схватки проводятся на ковре (мате), минимальный размер которого 4,5 х 4,5 метра. Эластичный ковер (мат) должен быть толщиной не менее 5 см. и должен быть покрыт (обтянут) накидкой. При наличии ринга таковой должен быть не менее 5 х5 м."
Если практически вся Европа проводила спортивные поединки на стандартных борцовских коврах, то почему в России в 30-х годах тренеры, культивирующие восточные единоборства, должны были проводить занятия на татами. Как можно понять, короткая куртка, короткие штаны и ботинки на ногах не являлись "ноу-хау", а использовались борцами как в Японии, так и в Европе.
Где, работая в Москве, пропагандист дзюдо В.С. Ощепков мог найти традиционное японское покрытие для борьбы под названием татами и традиционное кимоно. Поскольку достать татами и кимоно можно было только в Японии, он предлагал следующее: "Оборудование. Если место для дзюу-до оборудуется в отдельном помещении, то пол должен быть застлан мягкой массой, делающей безопасным падение. Для этой цели могут служить борцовские маты, обыкновенные новые мочальные или соломенные матрацы, или матрацы из конского волоса, морской травы и пробковой пыли, хорошо простеганные и не очень тонкие. Если оборудование настила такого характера окажется по каким-либо причинам сложным, то в комнате устраивается деревянная рама, которая засыпается сухими, хорошо просеянными опилками, а сверху затягивается шинельным сукном, брезентом, палаточным материалом или байкой. При устройстве настила в небольшой комнате следует по стенам устанавливать мягкие щиты из матрацев, чтобы избежать ушибов и ранений.
Деревянная рама нужна не только под опилки, она в равной мере необходима и под маты или матрацы для их скрепления. В первом случае высота рамы должна быть не менее 30 см, причем ее края должны быть обиты войлоком или мочалом. Опилки насыпаются в уровень с рамой. Во втором случае рама должна быть ниже толщины мата или матраца и может ничем не обиваться, так как ее закроют свисающие края мата или матрацев.
Размер площадки для занятий дзюу-до зависит от условий, в которых придется проводить занятия; однако, нужно иметь в виду, чтобы площадь на одну пару упражняющихся была не менее 3 кв. метров.
При оборудовании настила в общегимнастическом зале, вдали от стен, установка стенных щитов не является необходимой. После засыпки рамы опилками покрышка должна быть туго натянута и закреплена гвоздиками за края рамы, чтобы при упражнениях на ней не образовались морщины. Покрышек надо иметь две - для замены на случай ремонта или дезинфекции.
В комнате для дзюу-до не должно быть ничего кроме настила, учебных пособий на стенах, доски с объявлениями, материальной части дзюу-до и скамеек для сидения. Раздевальная должна быть в отдельном помещении.
Костюм. Костюм для дзюу-до состоит из летней гимнастерки и шаровар с матерчатым поясом-кушаком, длиною 125 см и шириною 5 см. Под шаровары одевается бандаж или трусы. На гимнастерке не должно быть пуговиц и крючков; на шароварах пуговицы как исключение могут быть только спереди и обязательно закрытые. Никаких пряжек ни спереди, ни сзади на костюме иметь не разрешается. Гимнастерка опоясывается матерчатым поясом, концы которого завязываются на животе. Если есть возможность сделать специальный костюм дзюу-до японского покроя, то под него можно одевать лыжные шаровары или просто трусы с бандажем. Халат японского образца запахивается слева направо и опоясывается матерчатым поясом. Занятия на ковре могут производиться босиком или в борцовках. Борцовки не должны иметь толстой кожаной или резиновой подошвы, так как кожаной подошвой можно причинить ушибы при подножке, резиновая же подошва, не давая скольжения, может при подножке способствовать повреждению коленного и голеностопного сустава".
 
Категория: История джиу-джитсу | Просмотров: 1567 | Добавил: Vital



Всего комментариев : 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама
...
Помоги порталу


Данная помощь производится посредством отправки sms сообщения, его стоимость стоит ровно столько, сколько вы решили пожертвовать и не более того. Спасибо всем, кто решил поддержать портал. По вопросам обращайтесь к Админу
Мини-чат
Облако тегов
Лучшие пользователи
Vital
полное имя
: Виталий
Личный номер: 1
група: Администраторы
ранг:
репутация: 6
активность

КОМЕНТАРИ: 54
новости: 2
темы : 98
Ruslan
полное имя
: Чернышев Руслан
Личный номер: 2
група: Пользователи
ранг:
репутация: 1
активность

КОМЕНТАРИ: 10
новости: 0
темы : 0
priwet
полное имя
: Натали
Личный номер: 3
група: Пользователи
ранг:
репутация: 1
активность

КОМЕНТАРИ: 9
новости: 0
темы : 21

Copyright jiu-jitsu-sakha.ucoz.ru © 2008 - 2013

При копировании материалов ссылка на сайт обезательна. Все материалы принадлежат их владельцам и опубликованы исключительно в ознакомлительных целях!

Хостинг от uCoz