Китайское влияние
Хотя дзю-дзюцу является продуктом японской культуры, нельзя умолчать о влиянии китайских систем на становление и развитие дзю-дзюцу.
Наиболее известна версия о китайском эмигранте Чэнь Юаьбине. Чэнь Юаньбин (в японском прочтении - Тин Гэмпин) родился в 1587 году в провинции Чжэнцзян и получил хорошее образование. Имеются также данные о его обучении в легендарном храме боевых искусств Шаолине. Уже зрелым мастером в возрасте 35 лет в 1621 году Тин Гэмпин впервые посетил Японию. Приехав в Киото в качестве переводчика при посольстве, он зимой того же года поступил на службу к князю Мори. Около двух лет он провёл в г. Нагато в имении семьи Мори. А возрасте 38 лет в 1625 году поселился на горе Корин-дзан в уединённой келье ревностного поклонника буддизма Нагатаю Кюбэй из местечка Адзабу Иикура. На месте этой обители на следующий год был построен монастырь Корин-дзан Кокусё-дзи (в 1657 году монастырь погиб от пожара и был перенесён на гору Нагатоси-яма, где возродился под названием Нагатоси-яма Кокусё-дзи). Кокусё-дзи и стал основным "тренерским центром" Чэнь Юаньбиня. Его первыми учениками стали три ронина(бродячих самурая): Фукуно Ситироэмон, Исогаи Дзиродзаэмон и Миура Ёдзимон, монах Кюэн и члены семьи Нагатоя. Пройдя обучение у китайского мастера, его ученики на протяжении ряда поколений сохраняли традицию Чэнь Юаньбина в неизменном виде, прозвав её "Гэмпин-Рю Дзю-Дзюцу". Знания этого мастера стали истоком и для других воинских искусств. Сведения о деятельности Чэнь Юаньбина встречаются во многих источниках: в "Бугэй Кодэн" ("Малая летопись истории воинских искусств"), "Бу-дзюцу рюсо року" ("Записи об основателях воинских школ"), "Кито-Рю Кэмпо хисэбун" ("Собрание записей о кэмпо школы Кито-Рю") и других, но источники сильно различаются в изложении событий. Поэтому потребовалось провести ряд исследований, чтобы восстановить деятельность великого мастера. Большую роль в этом сыграл авторитетнейший специалист по истории Дзю-Дзюцу Мацубара Намиудзи, опубликовавший работу "Тин Гэмпин-но кэнкю" ("Исследование о Тине Гэмпине").
Однако Тин Гэмпин не был первым, кто познакомил японцев с китайскими единоборствами. Здесь следует отметить, что китайское влияние ощущалось в те времена повсюду. Китай "диктовал моду" практически на все области жизни от театра и чайной церемонии до буддизма и воинских искусств не только в Японии, но и в Корее, Вьетнаме, Бирме и т.д. Имеются сведения о школе Сёсё-рю (школа всех наград) , сообщения о которой исчезают и сточниках 12-14 веков. Создателем школы считается выходец из знаменитого китайского рода, великий полководец Саканоуэ Тамурамаро. Спецификой этой школы было развитие исключительной силы рук и ног, сверхзакалка ударных поверхностей. Чтобы пробивать тяжёлые самурайские доспехи. Заметный след в истории японской борьбы без оружия оставила школа "Тёсуй-рю", созданная Отомо Комаро, изучившим китайское цюань-шу (в японском произношении - "кэмпо") у мастера Чзяньчженя, приехавшего в Японию во время правления императора Кокэна (749-758 гг.). Позже, в средине 14 века, самурай Урабэ-но Сукунэ Канэсада усовершенствовал её технику, добавив приёмы китайского наставника Суньчжэня Исю. Канэсада назвал искусство Тесуй-рю "дакэн-дзюцу" - "искусство кулачных ударов". Техника боя Тёсуй-рю стала основой "Куки-синдэн-рю" - одной из самых влиятельных японских воинских школ. Исследуя школы Сёсин-рю и Тёсуй-рю, мы явно могли проследить их связь с шаолиньской жёсткой ударной техникой. Хотя в Китае существует множество систем боя с оружием и без оружия, можно утверждать, что японцы не получили полной информации хотя бы об одной из них. Японцы называли эти китайские формы "хакуда" или "сюхаку", причём оба термина означали "бить рукой". Имеются также сведения о "цинна" - боевом единоборстве, имеющем в своём арсенале броски, заломы, удары по боевым точкам. Цинна широко практиковалось монахами храма Шаолинь и, вероятно, попало в Японию.