Кулачные бойцы Бенареса
Мастера
китайского кэмпо могут насмеиваться над каратэками Окинавы, Кореи и
Японии, но все они, до одного, преисполнены уважения к традиционному
индийскому кулачному бою. В конце-концов именно от него произошел
Шаолинь, да и вообще не следует, наверное, критиковать
предшественников.
Большинство жителей Запада думает об Индии как о бывшей британской
колонии, в которой живут тощие нищие. Некоторые знают, правда, что в
области борьбы Индия стоит высоко как атлетическая страна. Но почти
никто не знает, что кулачный бой - это тоже сильная сторона Индии. Ибо
кулачный бой там не афишируется, а хранится в глубокой тайне.
Было время, когда в Бенаресе ежегодно проводились соревнования борцов.
Они проходили в виде как индивидуальных, так и групповых схваток.
Соревнующиеся доводили свои кулаки до такого состояния, что разбивали
кокосовые орехи и камни.
В отличие от каратэдо, в этих схватках удары наносились настоящие,
кровопролития были неизбежны. Часто это приводило к смертельным
случаям, и полиция запретила такие соревнования.
В 1952 году я прибыл в Бенарес. Обращался к университетским
профессорам, сикхам-таксистам, торговцам, швейцарам, клеркам,
спрашивая, где можно найти учителя по кулачному бою. Всюду следовал
отрицательный ответ.
Однажды я обедал с одним англичанином - Д.Роджерсом, управляющим
металлургическим концерном. Роджерс увлекался западным боксом и мы
часто говорили о нем. В этот день он говорил о неспособности Британии
предложить миру хороших спортсменов. Отсюда мы перешли к выяснению
вопроса о том, почему те или иные нации переживают подъемы и спады в
боксе. Британия была самой сильной в XVIII веке, потом некоторое время
были сильны французы; после того как Карпантье проиграл Демпси
гегемония перешла к американцам. Даже внутри США различные
национальности монополизировали боксерские титулы в отдельные периоды.
Ирландцы, итальянцы, евреи, негры - у всех были свои дни славы. Почему
же индийцы ни разу не выдвигались вперед?
Роджерс засмеялся, и сказал, что у него на фабрике работает мастером
некий Сет, лучший боец в Бенаресе, в Индии, да и, пожалуй, в мире. Он
(Роджерс) берет у Сета уроки бокса два раза в неделю вот уже в течении
5 лет.
Я начал уговаривать Роджерса чтобы он устроил мне встречу с этим Сетом.
После долгих уговоров Роджерс все же согласился. На следующий день мы
поехали к Сету.
Он встретил нас на пороге своего дома. Это был мужчина среднего роста и весом около 80кг.
Мы вошли в дом и сели в прохладной комнате. Я начал расточать
комплименты, которые, как полагал, будут приятны уху восточного
человека.
В ответ Сет на чистейшем английском языке неожиданно сказал: "Сэр!
Какой прекрасный момент - ударить человека в рот, когда он говорит или
курит!" Я умолк в растерянности. Он продолжал: "Важно не просто
ударить, важно ударить и нанести травму! Так же не менее важно уметь
защищаться. Защитить тело можно по-разному.
Один из ваших боксеров, кажется Баер, заставлял бить себя по голове до
тех пор, пока не начинал ходить кругами и слышать несуществующие
колокола. Но можно смягчить удары даже очень опытного противника. А
если противник - не специалист, то мастер вполне может выдержать его
удар. Пожалуйста, встаньте".
Я встал в неуверенности ...
"Ударьте меня со всей силы в любое место моей головы. Не бойтесь за
меня, я знаю вашу подготовку. Я это пробовал и с китайскими, и с
японскими боксерами, теперь вот на вас. Если почувствую, что ваш удар
будет выполнен не изо всех сил, то наше интервью на этом и
закончиться".
Что было делать? Я бегло поглядел на Роджерса в поисках поддержки, но
он лишь мягко улыбнулся. Итак, я сжал свой правый кулак как полагается
в каратэ, принял дзэнкуцу-дачи, и с киаем нанес удар своим правым
кулаком в его рот. Его выражение лица не изменилось. Он смотрел на меня
с усмешкой в глазах.
"Хороший у вас удар, сэр. Пожалуйста, садитесь, и мы будем продолжать обсуждение".
Я сел и приготовился слушать об этом невероятном кулачном чуде.
"Мы начали таким образом потому, что именно так начинал я, так начинают
и мои ученики. Чтобы нападать, нужно уметь защищаться. Для этого нужны
годы - этому не научиться быстро, иначе результаты будут как у мистера
Баера".
Подняв свой грубый мясистый кулак он продолжал: "Это - кулак, оружие,
инструмент. Его нужно сжать сильно. Вот и сеть оружие; как мы
используем его? Используем двумя путями. Первый - более или менее
обычный, кулак как продолжение тела, в частности руки. Но есть и другой
путь. Кулак может быть связан с рукой так, что он - только, так
сказать, наконечник копья. В этом случае оружие - не кулак, а вся рука.
В этом виде нападающая рука - прямая и чуть-чуть согнута в локте. Мощь,
возникающая в такой "длинной" атаке, огромна; но как вы, наверное,
догадываетесь, она должна быть замаскирована короткими атаками, а иначе
против нее легко защищаться.
Когда вы наносите удары, они не должны быть случайными и бессистемными.
Каждый удар должен иметь цель, а каждая цель - обоснование. Обычно
наилучшие цели - виски, горло, солнечное сплетение и пах. Эффективный
удар в любое из этих мест часто бывает фатальным.
Не будем задерживаться на ударах ногами. Есть много хороших методов, но
в сутках только 24 часа. Если бы я дрался еще и ногами, то был бы
несовершенным боксером, чего о себе при всей своей скромности сказать
не могу".
Сет повел нас в соседнюю комнату, где два прекрасно развитых атлета
делали глубокие приседания. Комната была слабо освещена, хорошо
проветрена, и выходила на маленький дворик. Она была немного больше,
чем первая комната; ее размеры, вероятно, были 6 на 10м.
"Это", - сказал он, протягивая руку через комнату, - "наш зал для
занятий, а юноши - мои ученики. Традиционные кулачные бои держатся в
большом секрете. Причина, по которой мы их не популяризируем - это то,
что боимся злоупотреблений. Не только из религиозных соображений, но и
в физическом аспекте. Эти двое учеников - мои сыновья. В нашей семье
были потомственные бойцы в течение столетий. Ограничивая число учеников
мы хотим сохранить религиозный и семейный характер обучения, ведь если
употреблять наши методы ведения боя, то можно легко убивать.
Один из ваших президентов, Том Джефферсон, говорил, что каждый должен
посвящать не менее двух часов в день физическими упражнениям. В течение
50 лет я занимаюсь по четыре часа, а эти мальчики - по пять. Они
молоды, их жизненные силы, конечно, более высокого порядка. Практика
должна быть регулярной и интенсивной, но не экстенсивной. Один прием,
которым вы мастерски овладеете, стоит тысячи, с которыми ознакомитесь.
Мы уделяем внимание немногим приемам, в основном повторениям."
Сет спокойным голосом обратился к сыновьям, и они подошли к небольшому
возвышению возле стены. Я заметил, что к стене (бетонной) была
прикреплена стальная плита толщиной в 2,5см, и ахнул, когда один из
парней нанес со всей силы удар по стене правым кулаком, потом левым,
потом опять правым. Слышался град ударов. Второй тоже начал наносить
удары по стене. Я заметил, что ноги их не отклонялись назад, каждый
удар фиксировал силу всего тела, начиная от ступней.
Сет заметил мое удивление.
"К таким ударам тоже подходят постепенно. Кости кулака должны
формироваться, а не деформироваться, этого можно достичь лишь медленно.
Могут ли ваши японцы или китайцы делать это? Я думаю что нет, ведь в
каратэ макивара эластичная, ее даже легким ударом можно сдвинуть. Едва
ли с ее помощью можно по-настоящему развиваться. Это мое личное
мнение."
Он продолжал: "Эти парни будут бить по стали в течение часа, причем
кулаки не чередуются все время, порядок нанесения ударов разный.
Например, три удара левым кулаком подряд, а потом два правым, и так
далее. Думаю, что причины этого очевидны и объяснять их не нужно.
То, что вы видите - это только внешнее проявление ударов. Сердце метода
- это внутренние тонкости, и они очень сложны. Слишком сложны, чтобы
говорить о них сейчас. Может быть во время вашего следующего визита? Я
хотел бы сказать, что так же как цель не выбирается случайно, так и
техника. Все тело - внешне и внутренне - должно вкладываться в каждый
удар, только тогда удар будет настоящим. Внешние факторы - положение
кулака, тела, перемещение центра тяжести и т.д.; хотя они и требуют
времени, но их усвоить сравнительно легко. А вот внутренние факторы -
дыхание, фокусирование энергии (китайцы называют это "ци") занимают
десятилетия; по крайней мере вдвое больше времени тратится ежедневно на
эти факторы, чем на простое нанесение ударов".
Сет вернулся в первую комнату, сказав мне: "Я думаю, что этого
достаточно". На этом окончилась наша беседа. Еще кое-что об этой
системе я узнал от РОоджерса. "Сет", - сказал Роджерс, - "обучал нас
недлинным связанным приемам типа ката, а только коротким
последовательностям, так как не ценил высоко град ударов. Он говорил,
что один удар, правильно сфокусированный и нанесенный, стоит сотни
просто обрушенных на противника. Действительно, первоклассный мастер!"
Роджерс также повел меня к двоюродному брату Сета, у которого была
маленькая боксерская школа в восточной части города. Эта школа была
нсколько более коммерческой, чем школа Сета, и более
специализированной. В ней обучали системе, где использовались в
большинстве своем только большие пальцы. Я узнал, что большие пальцы
можно использовать не только на весах у мясника. Целями были глаза и
связки мускульных групп. Учитель делал чудеса, вставляя эти пальцы в
любое желаемое место с огромной быстротой. Использовал он также кулаки
и колени, но редко.
Один прием мне показался особенно хорошимю Так как пространство - это
враг правильного перемещения, то всегда хорошо направить удар вдоль
чего-то конкретного. Китайцы, например, предпочитают наносить удар
только тогда, когда могут направить его вдоль своей руки или руки
противника. Мастер большого пальца любой несжатой рукой (или обеими) с
отставленным вбок большим пальцем (пальцами) скользит вдоль какой-то
стороны головы противника. Выставленные большие пальцы легко попадают в
глаза.
Я чувствовал, что эта система очень эффективна. Особенное впечатление
на меня произвели некоторые формальности. Все было подчинено ритуалу.
Например, занятия начинались и заканчивались чтением следующего:
"Я пришел к вам только с большими пальцами. Другого оружия у меня нет.
Но если право или честь этого потребует, мои большие пальцы мне
помогут".
По какой-то причине эта декламация произвела на меня большое
впечатление. Учитель и ученики воспринимали произносимое исключительно
серьезно, этот момент был всегда очень ответственным.
Бойцы, имеющие такое грозное оружие, но стремящиеся к миру, как будто
предупреждали, что если мира не получится, то они употребят свое
оружие. Каждый раз, когда я слышал эту декламацию, то ощущал то, чего
не чувствовал уже много лет, и на глазах у меня появились слезы.
Даже юмористическая добавка Роджерса к этому стихотворению: "Но если
мои большие пальцы не убьют, то это сделают мои колени", - не вывела
меня из торжественного настроения. Только сейчас, через время и
расстояние, я могу говорить об этом бесстрастно...