О терминологии
Несмотря на то, что термины усэн и сэнбин переводятся на русский язык
относительно легко ("монах-боец" и "монашеские войска" соответственно),
в данном тексте эти термины используются без перевода, чтобы
подчеркнуть специфику предмета, ибо ни в каком другом китайском
буддийском храме кроме Шаолиня монашеских войск и монахов-бойцов не
было. Хотя традиционно принято считать, что шаолиньское ушу происходит
от Бодхидхармы (в китайской транскрипции - "Путидамо", что впоследствии
сократилось до просто "Дамо"), тем не менее реально монастырь Суншань
Шаолинь был основан индийским монахом Бато, поэтому генеалогия
начинается с него. Держать свои войска монастырю было позволено Ли
Шиминем - вторым императором династии Сун - в благодарность за то, что
13 шаолиньских монахов помогли императору вернуть трон. Это позволение
было отменено при маньчжурской династии Цин, и шаолиньское воинство
было распущено, а монахи-бойцы разбрелись по всей стране.
Об именах и фамилиях
Считается, что все монахи - братья, поэтому все они носят одну и ту же
фамилию - Ши. Фамилия традиционно не пишется, а монахи называются по
именам. Поэтому правильно писать Дэчань, а не Дэ Чань, Юэкун, а не Юэ
Кун, И т.д. Со времен Фуюя был установлен порядок дачи имен: Фуюй
написал последовательность из 72 иероглифов, и имя каждого из
последующих поколений начинается с нового иероглифа этой
последовательности. Так, к примеру, все ученики кого-либо из поколения
"Су" (Суси, Суфа и т.д.) носят имена на "Дэ" (Дэчань, Дэцянь, и т.д.),
их ученики - на "Син", и т.д.
|